Убийство - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Убийство

Убийство [евр. рецах]: 1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соотв. с древним обычаем укрыться в святилище (12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;Исх. 21:12, 14). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь (12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;Исх. 21:12, 13) (Кровная месть, Города-убежища). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, к-рый выяснял, не было ли вражды между ним и убитым (20 если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет,21 или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударившего должно предать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его.22 Если же он толкнет его нечаянно, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла,23 или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла,24 то общество должно рассудить между убийцею и мстителем за кровь по сим постановлениям;25 и должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить его общество в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священника, который помазан священным елеем;Чис. 35:20-25). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением (4 И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня;5 кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова, и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево, и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего, и он умрет, - такой пусть убежит в один из городов тех, чтоб остаться живым,6 дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его, если далек будет путь, и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть, ибо не был врагом ему вчера и третьего дня;7 посему я и дал тебе повеление, говоря: отдели себе три города.8 Когда же Господь Бог твой распространит пределы твои, как Он клялся отцам твоим, и даст тебе всю землю, которую Он обещал дать отцам твоим,9 если ты будешь стараться исполнять все сии заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего и ходить путями Его во все дни, - тогда к сим трем городам прибавь еще три города,10 дабы не проливалась кровь невинного среди земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел, и чтобы не было на тебе [вины] крови.11 Но если кто [у тебя] будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из городов тех,12 то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер;13 да не пощадит его глаз твой; смой с Израиля кровь невинного, и будет тебе хорошо.Втор. 19:4-13). В этом случае убийцу ждала смертная казнь (12 Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;Исх. 21:12; 31 И не берите выкупа за душу убийцы, который повинен смерти, но его должно предать смерти;Чис. 35:31). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или "вора подкапывающего", убивал его, то убившему "кровь не вменялась". Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце (2 Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему;Исх. 22:2, 3); 2) в соотв. с 33 Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.Чис. 35:33 кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы (33 Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.Чис. 35:33). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву - телицу, к-рая не была в работе и на к-рую не возлагали ярма (1 Если в земле, которую Господь Бог твой, дает тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его,2 то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого;3 и старейшины города того, который будет ближайшим к убитому, пусть возьмут телицу, на которой не работали, [и] которая не носила ярма,4 и пусть старейшины того города отведут сию телицу в дикую долину, которая не разработана и не засеяна, и заколют там телицу в долине;5 и придут священники, сыны Левиины [ибо их избрал Господь Бог твой служить Ему и благословлять именем Господа, и по слову их должно решить всякое спорное дело и всякий причиненный вред,]6 и все старейшины города того, ближайшие к убитому, пусть омоют руки свои над [головою] телицы, зарезанной в долине,7 и объявят и скажут: руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели;8 очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил [из земли Египетской], и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови. И они очистятся от крови.9 Так должен ты смывать у себя кровь невинного, если хочешь делать [доброе и] справедливое пред очами Господа [Бога твоего].Втор. 21:1-9). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве было предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении (19 и пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши;20 и все одежды, и все кожаные вещи, и все сделанное из козьей шерсти, и все деревянные сосуды очистите.21 И сказал Елеазар священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедал Господь Моисею:22 золото, серебро, медь, железо, олово и свинец,23 и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду;24 и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан.Чис. 31:19-24). Согл. 8 но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим.9 Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его.10 Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек".1 Пар. 22:8-10; 3 Но Бог сказал мне: не строй дома имени Моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь.1 Пар. 28:3, кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу; 3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деят-сти человека обусловлены его внутр. состоянием - тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом (21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.Мф. 5:21, 22; 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -Мф. 15:19, 20; ср. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.1 Ин. 3:15). Согл. 8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.Откр. 21:8 и 15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.Откр. 22:15, убийцы не наследуют Царства Божиего.