Трапеза - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Трапеза

I. В 12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.Лк. 14:12 говорится о полуденной и вечерней Т. (в Синод. пер. - "обед" и "ужин"). Нельзя с уверенностью определить, в какое время в Израиле совершалась главная Т.: возм., это происходило в разное время суток. Многие полагают, что, как правило, она приурочивалась к вечеру, завершая дневные труды (см. 7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?Лк. 17:7; 6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил.3 Цар. 17:6). Первоначально вкушающие пищу восседали на циновках. Позднее вошло в обычай возлежать возле стола на обложенных подушками скамьях (7 Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.Есф. 1:7; 41 и садились на великолепное ложе, перед которым приготовляем был стол и на котором предлагала ты благовонные курения Мои и елей Мой.Иез. 23:41; 20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?Ин. 21:20). Обычно на столе стояло общее блюдо, в к-рое обмакивали хлеб (23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;Мф. 26:23). Перед трапезой мыли руки (2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.Мф. 15:2). О том, что перед трапезой молились, видно из различных мест Свящ. Писания (13 когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, на обед; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву, и после того станут есть званые; итак ступайте, теперь еще застанете его.1 Цар. 9:13; 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.Мф. 14:19; 36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.Мф. 15:36; 26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.Мф. 26:26; 35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.Деян. 27:35). Благодарств. молитва после трапезы предписана во 10 И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.Втор. 8:10. Финикийская глиняная скульптура, изображающая возлежащих возле стола гостей во время пиршества. Кипр. II. Приходящих на пиршество гостей приветствовали поцелуем (45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;Лк. 7:45). Им приносили воду, чтобы они (или им) омыли руки и ноги (4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,Быт. 18:4; 2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.Быт. 19:2; 44 И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;Лк. 7:44; 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.Ин. 2:6), иногда их также умащивали благовониями (3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.Ин. 12:3). Самый знатный гость занимал почетное место (22 И взял Самуил Саула и слугу его, и ввел их в комнату, и дал им первое место между званными, которых было около тридцати человек.1 Цар. 9:22); об этом особенно заботились жадные до почестей фарисеи, за что Иисус и порицал их (7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.Лк. 14:7-11). В знак почтения гостю могла быть подана большая, чем обычно, порция (24 И взял повар плечо и что было при нем и положил пред Саулом. И сказал [Самуил]: вот это оставлено, положи пред собою и ешь, ибо к сему времени сбережено это для тебя, когда я созывал народ. И обедал Саул с Самуилом в тот день.1 Цар. 9:24). Когда пиршества устраивались во дворе дома, особый блеск празднеству придавали музыка (12 и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют.Ис. 5:12), пение (35 Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю?2 Цар. 19:35), танцы (6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,Мф. 14:6; 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;Лк. 15:25) и шутки (12 И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов* и тридцать перемен одежд; //*Рубашка из тонкого полотна.Суд. 14:12). Во время больших праздников состоят. хозяева, очевидно, препоручали руководство застольем особому распорядителю пира (см. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.Ин. 2:8). III. Как патриархи, так и израильтяне до их поселения в Палестине питались гл. образом хлебом и продуктами животноводства (6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.Быт. 18:6-8; 25 Воды просил он: молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего.Суд. 5:25), традиционной пищей кочевников. Переход к оседлой жизни в Палестине позволил разнообразить питание за счет овощей и фруктов, к-рые давали сады, огороды и виноградники. Это была чечевица, огурцы, бобы (28 принесли [десять приготовленных] постелей, [десять] блюд и глиняных сосудов, и пшеницы, и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен,2 Цар. 17:28), гранаты, смоквы, маслины, сладкие и сухие вина (24 и пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее,] и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв;Чис. 13:24; 5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?Чис. 20:5; 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?Мф. 7:16). Кр. того, израильтяне употребляли в пищу рыбу, птицу, яйца, дикий мед, а также нек-рые виды саранчи (акриды) (23 И сказал Самуил повару: подай ту часть, которую я дал тебе и о которой я сказал тебе: "отложи ее у себя".1 Цар. 9:23, 24; 16 И Тиряне жили в Иудее и привозили рыбу и всякий товар и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме.Неем. 13:16; 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,Мф. 4:18; 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.Мк. 1:6; 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?Лк. 11:12). Наряду со скромной трапезой, состоявшей из хлеба и чечевицы (34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.Быт. 25:34) или хлеба и вина (18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -Быт. 14:18), в ВЗ упоминается трапеза из большего числа блюд на столах богачей, причем здесь важное место занимают мясные блюда (22 Продовольствие Соломона на каждый день составляли: тридцать коров муки пшеничной и шестьдесят коров прочей муки,3 Цар. 4:22, 23; 18 И вот что было приготовляемо на один день: один бык, шесть отборных овец и птицы приготовлялись у меня; и в десять дней издерживалось множество всякого вина. И при всем том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжелая служба лежала на народе сем.Неем. 5:18). Еда, пища, есть, вкушать, Напиток; см. также статьи, относящиеся к упомянутым здесь названиям продуктов. IV. Т. в значении "общий стол", вокруг к-ро-го семья собиралась вместе, осознавая свою общность (3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:Пс. 127:3). Приготовить к.-л. Т. означало принять его в сообщество, взять под свое покровит-во (5 Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.Пс. 22:5). Богослужение (III,3). "Трапеза Господня" в 7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: "чем мы бесславим Тебя?" - Тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения".Мал. 1:7, 12 означает жертвенник; по поводу текста 21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.1 Кор. 10:21 Вечеря Господня. Стол и три ложа, каждое из которых рассчитано на трех гостей (у римлян). Одна из сторон стола оставалась свободной, к ней могли подойти обслуживающие гостей рабы. Хозяин дома занимает место на высшем ложе, рядом с ним возлежит самый знатный из гостей. Остальные гости занимают места в соответствии с их социальным положением - на высшем, среднем или низшем ложах (ср. 7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.Лк. 14:7-11).