Терафим - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Терафим

I. Слово терафим (в евр. яз. - это ф-ма мн.ч.) имеет значение "домашние божки", "идолы". Материалы раскопок пока не дают представления о том, как они выглядели. Этимология слова терафим спорна: одна группа ученых считает, что оно произошло от араб. слова со значением "дарить благо и изобилие"; другая - что его можно перевести с араб. как "мерзость"; третья - что оно происходит от араб. слова "маска"; четвертая полагает, что его основу составляет хеттско-хурритское слово со значением "дух", "демон". II. Домашние боги представлены скульптурными или живописными изображениями, наделенными человеч. формами. Мотивы поступка Рахили, похитившей домашних идолов своего отца Лавана (19 И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее.Быт. 31:19, 34 и след.), становятся понятнее из текстов, начертанных на глиняных табличках, к-рые были найдены в Нузе, недалеко от совр. Киркука (XV в. до Р.Х.). Согл. этим текстам, обладание фигурками домашних богов гарантировало руководящее положение в семье и позволяло притязать на наследство. Это относилось и к мужу дочери, поэтому присвоение Рахилью домашних святынь означало серьезное нарушение прав сыновей Лавана (1 И услышал [Иаков] слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.Быт. 31:1). Т. хранились в своего рода домашней часовне вместе с ефодом. К ним относились как к оракулу (5 И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником.Суд. 17:5; 4 Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником.5 Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем.6 Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.Суд. 18:4-6). Так, Навуходоносор вопрошал домашних идолов (Идол, идолослужение), будет ли успешным путь для его войска (21 потому что царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень.Иез. 21:21). Даже в доме Давида находился Т. (13 Мелхола же взяла статую и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою.1 Цар. 19:13; в Синод. пер. - "статуя"), принадлежавший, видимо, его жене Мелхоле. О домашних идолах упоминает и пр. Осия (4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.Ос. 3:4). Царь Иосия в ходе реформ приказал уничтожить и всех Т. (24 И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем.4 Цар. 23:24), тем не менее они встречались в домах израильтян и после вавил. плена (2 Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря.Зах. 10:2).