Танец, пляски, хоровод, ликование - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Танец, пляски, хоровод, ликование

Танец, пляски, хоровод, ликование. В древности под Т. подразумевалось публичное исполнение группой мужчин или женщин и девушек пластич. и ритмич. движений в такт музыке (13 Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их.Иер. 31:13). Отдельные танцовщицы выступали при цар. дворе (1 "Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя". Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?Песн. 7:1; 22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;Мк. 6:22). Парные танцы в совр. понимании известны не были. Т., к-рый являлся выражением общей радости (12 И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,Пс. 29:12; 15 Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование.Плач. 5:15; 25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;Лк. 15:25), израильтяне отмечали победу (20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.Исх. 15:20); слово "ликование" в Синод. пер. также означает танец. Женщины встречали победителей Т., пением и игрой на тимпанах (34 И пришел Иеффай в Массифу в дом свой, и вот, дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери.Суд. 11:34; 6 Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.11 И сказали Анхусу слуги его: не это ли Давид, царь той страны? не ему ли пели в хороводах и говорили: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"?5 Не тот ли это Давид, которому пели в хороводах, говоря: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч"?1 Цар. 18:6; 21:11; 29:5). Т. отмечались радостные события и праздники (20 И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках,21 и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову;22 и когда придут отцы их, или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны.23 Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.Суд. 21:20-23; 9 Посему [и] я буду плакать о лозе Севамской плачем Иазера, буду обливать тебя слезами моими, Есевон и Елеала; ибо во время собирания винограда твоего и во время жатвы твоей нет более шумной радости.Ис. 16:9 и след.), в т.ч. праздник Урожая; в период позднего иудаизма на виноградниках было принято отводить место для Т., но танцевали здесь только женщины. Важное место Т. занимал и в израил. богослужении (ср. 19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;Исх. 32:19). Давид плясал перед ковчегом завета, когда его переносили в Иерусалим (14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.2 Цар. 6:14,16); псалмы призывают славить Господа в т.ч. и Т. (7 И поющие и играющие, - все источники мои в тебе.3 да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.Пс. 86:7; 149:3; 150:4) (Праздник Кущей, IV,3). Поэтому Т. упоминается в обетованиях грядущего спасения (4 Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся;Иер. 31:4). Египетская танцовщица. Рисунок на обломке известняка; эпоха XVIII династии.