Судиться, вести тяжбу - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Судиться, вести тяжбу

I: 1) Бог призовет на суд народы земли (31 Шум дойдет до концов земли, ибо у Господа состязание с народами: Он будет судиться со всякою плотью, нечестивых Он предаст мечу, говорит Господь.Иер. 25:31; 2 Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.Иоил. 3:2), в т.ч. и Свой собств. нераскаявшийся и неблагодарный народ (1 Слушайте, что говорит Господь: встань, судись перед горами, и холмы да слышат голос твой!Мих. 6:1 и след.). Бог всегда праведен (1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?Иер. 12:1); Он вызывает Свой народ на суд, говоря: "...тогда придите, и рассудим!", "...станем судиться!" (18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю.Ис. 1:18; 1 Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: "станем вместе на суд".Ис. 41:1; 26 припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться.Ис. 43:26; 35 говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила".Иер. 2:35); 2) несмотря на всю безнадежность состязания с Богом (20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"Рим. 9:20), люди вновь и вновь вступают с Ним в спор. Как ни странно, но чаще всего это касается именно благочестивых людей. Сомнения в том, что Бог правит миром, становятся для них искушением. Классич. пример здесь - Иов (3 Но я к Вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с Богом.Иов. 13:3). Он считал себя готовым для такого состязания: "Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав. Кто в состоянии оспорить меня?" (18 Вот, я завел судебное дело: знаю, что буду прав.Иов. 13:18 и след.). Но ему приходится признать, что нельзя состязаться со Вседержителем (32 будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.Иов. 39:32). Пророки тоже мечтали о возможности вызвать Бога на суд, хотя и сознавали, что Бог все равно окажется прав (1 Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?Иер. 12:1; 1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?Авв. 2:1). Когда же грешный народ пытается оспорить Божью правоту - это признак высокомерия и надменности (2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу:Ис. 58:2). II. Ап. Павел упрекает верующих уже за одно то, что они затевают между собой тяжбы; особое же его негодование вызывает тот факт, что для разрешения этих тяжб члены Церкви обращаются к суду язычников (1 Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?2 Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?3 Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.5 К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?6 Но брат с братом судится, и притом перед неверными.7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?1 Кор. 6:1-7). Церковь сама должна быть в состоянии однозначно и окончат. решать такие вопросы (ср. Судить). Право, правосудие.