Соль - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Соль

I. В Книге Иисуса, сына Сирахова, С. причисляется к продуктам, крайне необходимым для жизни человека (32 Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда:Сир. 39:32; ср. 6 Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?Иов. 6:6). С древнейших времен С. в больших количествах добывали на Мертвом (Соленом) море. С. была главным предметом внутр. торговли в Палестине. В конце времен, когда исходящий от жертвенника святилища поток живой воды сделает "здоровыми" даже воды Мертвого моря, все же останутся болота и лужи, где можно добывать С. (11 Болота его и лужи его, которые не сделаются здоровыми, будут оставлены для соли.Иез. 47:11). II: 1) в ВЗ С. отнесена к сфере божественного; все, что посыпано С., не портится и не пропадает. Т.о., с ней связано представление о силе, поддерживающей, охраняющей и продлевающей жизнь. Новорожд. детей обтирали солью (4 при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита.Иез. 16:4). Елисей превратил нездоровую воду, к-рая, очевидно, была причиной бесплодия земли, в здоровую, добавив в нее С. (19 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия.22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал.4 Цар. 2:19-22). Без С. не обходилось ни одно жертвоприношение (13 Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси [Господу Богу твоему] соль.Лев. 2:13; 24 и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.Иез. 43:24). Это должно было показать, что такая "посоленая" жертва не только охраняет человека пред Богом, но и соединяет его с Ним. С. жертвы - это С. завета (завет С.: 19 Все возносимые святыни, которые возносят сыны Израилевы Господу, отдаю тебе и сынам твоим и дочерям твоим с тобою, уставом вечным; это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего с тобою.Чис. 18:19; 5 Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли [вечному]?2 Пар. 13:5). Вместе с тем она символизирует прочность и продолжительность завета Божьего. В Библии отражено и распростран. на Ближнем Востоке представление о том, что съеденная вместе с к.-л. соль обладает силой, объединяющей людей. Это относилось к гостю, а также к чиновнику царя, к-рый ест С. в цар. доме (Езд. 4:14); 2) но С. - это также и символ разрушит. проклятия и гнева Божьего (23 сера и соль, пожарище - вся земля; не засевается и не произращает она, и не выходит на ней никакой травы, как по истреблении Содома, Гоморры, Адмы и Севоима, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей.Втор. 29:23; 34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.Пс. 106:34; ср. 45 И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью.Суд. 9:45). С. могла обозначать Божью животворящую милость и уничтожит. суд. III: 1) в НЗ Иисус говорит об очистит. суде, где "всякий огнем осолится" (49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.Мк. 9:49); 2) в 13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.Мф. 5:13 подразумевается предохраняющая сила С. То, чего раввины ожидали от Торы, от Закона, Иисус признает за Своими учениками: их присутствие предохраняет мир от полного разложения и сдерживает готовый разразиться суд (см. 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?Быт. 18:24 и след.). Сила С. заключена в слове Иисуса, к-рое живет среди Его учеников (50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.Мк. 9:50; 6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.Кол. 4:6); 3) может ли С. утратить свою силу (досл. "стать не соленой" 50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.Мк. 9:50 или "негодной" 13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.Мф. 5:13; 34 Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?Лк. 14:34)? Все попытки объяснить это утверждение тем, что С., добываемая не промышл. способом, может оказаться непригодной в пищу из-за высокого содержания примесей, неубедительны. Вопрос Иисуса о несоленой С. - это вопрос-загадка об утрате принадлежности к Богу. То, что невозможно в природе, человек может сделать возможным, если утратит дар Иисуса и не ответит на Его призыв. Иисус говорит о свободе каждого человека, к-рая предусматривает возможность отпадения, и поэтому добавляет к Своей загадке: "Кто имеет уши слышать, да слышит!" (35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!Лк. 14:35).