Родословие - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Родословие

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ 1) Р. - это список лиц, перечисленных в хронологич. порядке по семьям, родам или племенам (коленам). Почти все древние народы с развитой культурой уделяли большое внимание Р., что нашло свое отражение в обширной литературе по генеалогии. Предметом древней историографии была в первую очередь история династий и племен; 2) в Библии Р. встречаются прежде всего в книгах Бытие; Числа; Руфь; 1 Паралипоменон; Ездры; Неемии; Матфея и Луки. Большинство Р. относится ко времени, предшествовавшему образованию Израильского царства, но и в более поздний период, напр. после вавил. плена (Езд; Неем), Р. играли большую роль; 3) особое значение придавалось собственно родословным спискам (см., напр., Быт. 5; 11; 25; 36; Исх. 6; Руф. 4; 1 Пар. 1-9; Езд. 7). Часто встречаются именные списки, в основе к-рых лежат определ. факты из истории народа (см., напр., Быт. 46; Исх. 1; Чис. 1; 2; 26; 1 Езд. 2; 8; Неем. 7; 11). Особое место занимает построенная по генеалогич. принципу "таблица народов" (Быт. 10). Списки священников, левитов и других служителей при храме тоже составлены с учетом истории их родов (напр., Чис. 3; 1 Езд. 10; Неем. 12). Ученые не располагают отдельными списками царей: они входят в состав других Р. или совпадают с ними (см. Руф. 4; 1 Пар. 3). Помимо вышеназв. Р., встречается также (и прежде всего в книге Бытие) множество коротких заметок, относящихся к семейной хронике; 4) в 4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.1 Тим. 1:4; 9 Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны.Тит. 3:9 под "родословиями", вероятно, подразумеваются умозрительные рассуждения иудеев или язычников-гностиков; 5) Р. бывают двух видов: нисходящие (от предка к потомкам, напр. Руф. 4) и (чаще) восходящие (от потомка к предкам, напр. Езд. 7). Сравнения списков показывают, что оба вида Р. иногда имеют пробелы (напр., Мф. 1). Принцип симметричности играет большую роль при построении Р.: в Библии представлено по 10 поколений в Р. от Адама до Ноя и от Сима до Авраама (Быт. 5; 11); по 70 сыновей Иакова и Вениамина (Быт. 46; 1 Пар. 2; 8); в Р. от Авраама до Христа выделено три группы, каждая из к-рых содержит по 14 поколений (Мф. 1). Предположение о том, что в этих случаях мы имеем дело с некоей числовой символикой, представляется более вероятным, чем утверждения, что симметричное расположение имен способствовало лучшему запечатлению Р. в памяти народа. Библ. Р. отличаются от совр. тем, что присутствующие в них такие понятия, как "отец", "сын", "рождать", иногда следует рассматривать не в прямом значении, а с т.зр. порядка наследования (см. 5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, -Втор. 25:5 и след.). Сопоставления 22 Левиты, главы поколений, внесены в запись во дни Елиашива, Иоиады, Иоханана и Иаддуя, и также священники в царствование Дария Персидского.Неем. 12:22 со ст. 23 и 1 Ездр. 5:1 с 1 В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку:Зах. 1:1 показывают, что слово "сын" во вторых случаях означает внука; 6) библ. Р. - это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из к-рых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на к-рых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, 20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.Быт. 46:20; Руфь, 21 Салмон родил Вооза; Вооз родил Овида;Руф. 4:21). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики. II. ПОНЯТИЕ "ТОЛЕДОТ" Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола "рождать"), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как "происхождение" (4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,Быт. 2:4), "родословие" или "житие" (1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,Быт. 5:1; 9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.Быт. 6:9; 1 Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети.Быт. 10:1; 10 Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада, чрез два года после потопа;Быт. 11:10; 27 Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.Быт. 11:27; 19 Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака.Быт. 25:19; 1 Вот родословие Исава, он же Едом.Быт. 36:1; 9 И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.Быт. 36:9; 2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их.Быт. 37:2). Толедот можно перевести также как "история рода, обращенная к его началам". П.Й.Виземан (P.J.Wiseman, Die Entstehung der Genesis, S. 49ff) указывает на то, что предложения, в к-рые входит слово толедот - "вот родословие такого-то...", - это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в 4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,Быт 2:4). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. 4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,Быт. 2:4) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел 1 В начале сотворил Бог небо и землю.Быт. 1:1 - 2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот [отца своего] вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до [Израиля] отца их.Быт. 37:2 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из к-рых за-канчивалась предложением со словом толедот и на к-рых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея. III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА 1) Р. Иисуса Христа приводится в НЗ дважды: в 1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.Мф. 1:1-17 и в 23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.Лк. 3:23-38. В Ев. от Матфея оно представлено в нисходящей форме - от Авраама до Христа, а евангелист Лука возводит родословие Иисуса через Адама к Богу. Матфей представляет Христа сыном Давида и полноправным носителем обетования, дарованного Аврааму, т.е. обещанным Мессией (1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.Мф. 1:1). Лука рассматривает личность Иисуса в связи с историей всего человеч. рода, в начале к-рого стоит Бог (38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.Лк. 3:38). Но он утверждает, что Иисус является потомком Бога в том же смысле, в каком люди являются потомками своих прародителей: "Иисус ... был, как думали, сын Иосифов" (23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,Лк. 3:23). Иисус - это "второй Адам", но Он находится в иных отно-шениях с Богом, чем первый. Тем самым Лука затрагивает тайну происхождения Иисуса как Сына Божьего, Который одноврем. связан со всеми людьми; Матфей Лука Авраам Бог Ионан Исаак Адам Иосиф Иаков Сиф Иуда (- Фамарь) Енос Иуда Фарес и Зара Каинан Симеон Есром Малелеил Левий Арам Иаред Матфат Аминадав Иорим Наассон Енох Елиезер Салмон (- Рахава) Мафусал Иосия Вооз (- Руфь) Ламех Овид Ной Ир Иессей Сим Елмодам Арфаксад Косам Давид (- жена Урии) Каинан Аддий Соломон Мелхия Ровоам Сала Нирий Авия Евер Салафиил Аса Фалек Иосафат Рагав Зоровавель Иорам Серух Рисай [Охозия] Нахор Иоаннан [Иоаc] Фара Иуда [Амасия] Иосиф Озия Авраам Семей Иоафам Исаак Маттафия Ахаз Иаков Езекия Иуда Мааф Манассия Фарес Наггей Амон Есром Еслим Иосия Арам1 Наум Арний2 Амос Иоаким3 Админ4 Маттафия Иехония Аминадав Иосиф Салафиил Наассон Зоровавель Салмон Ианнай Авиуд Вооз Мелхий Елиаким Овид Левий Азор Иессей Матфат Садок Давид Илий Ахим Иосиф Елиуд Нафан ИИСУС Елеазар Маттафай Матфан Маинан Иаков Мелеай Иосиф Елиаким ИИСУС 1 Имя Арама отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Луки. 2 См. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана. 3 Имя Иоакима отсутствует в ряде авторитетных рукописей Ев. от Матфея. 4 См. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана. Родословия Иисуса, представленные в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки. 2) оба родословных списка имеют пробелы (напр., Матфей опускает имена Охозии, Иоаса и Амасии) и строятся по символич. принципу, в основе к-рого лежит число 7 (3 х 7 родов от Бога до Фары, 2 х 7 родов от Авраама до Давида и от Нафана до Салафиила, 3 х 7 родов от Зоровавеля до Иисуса). Родословная ветвь от Бога до Иисуса прослеживается только в Ев. от Луки. На отрезке Р. от Авраама до Давида у Матфея и Луки много соответствий, и только в 33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,Лк 3:33 в разных греч. рукописях имеются значит. разночтения. На отрезке от Давида до Иехонии Р., приводимые Матфеем и Лукой, полностью расходятся. Матфей проводит родословную линию через Соломона к Иехонии, а Лука - через Нафана (другого сына Давида) к Нирию. На отрезке от Салафиила до Иисуса Христа Р. совпадают только в двух первых и двух последних родах: Салафиил и Зоровавель, Иосиф и Иисус. Различает их и то, что, согл. Матфею, Салафиил был сыном Иехонии, а согл. Луке, - сыном Нирия, а также то, что Матфей называет Иосифа сыном Иакова, а Лука - сыном Илия. Матфей говорит о 42 поколениях от Авраама до Христа, включая сюда двух сыновей Иуды (3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;Мф. 1:3). Лука же для данного отрезка времени называет 56 имен, а для периода от Адама до Иисуса - 77 (по разным рукописям от 76 до 72); 3) при сопоставлении обоих Р. встают два основных вопроса (здесь мы не касаемся проблемы различного числа поколений у Матфея и Луки и вопроса об Арнии, Араме и Админе): а) почему Салафиил в одном случае назван сыном Иехонии (Мф.), а в другом - сыном Нирия (Лк.), причем Матфей возводит Р. Иисуса к Давиду через Соломона, а Лука, напротив, через Нафана? Возм., Нирий женился на дочери Иехонии, единственной из его детей, оставшейся в живых и ставшей поэтому его наследницей, и у нее родился сын Салафиил. В этом случае Матфей прослеживает официально признанную линию, ведущую к Давиду через Иехонию и Соломона, а Лука имеет в виду физическое происхождение - через Нирия и Нафана (Салафиил); б) почему Матфей отцом Иосифа называет Иакова, а Лука - Илия? Древнейшая из известных нам версий принадлежит Юлию Африкану (220 г. по Р.Х.): деды Иосифа в разное время были женаты на одной женщине, к-рая от этих браков имела сыновей, сводных братьев Илия (Лк.) и Иакова (Мф.). Илий умер бездетным, а Иаков, по обычаю левирата, женился на вдове Илия (ср. 5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, -Втор. 25:5 и след.), и в результате этого брака родился Иосиф. Т.о., Иосиф был родным сыном Иакова (Мф.) и через линию Матфан - Соломон стал прямым потомком Давида. Согл. обычаю левирата (6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.Втор. 25:6), одноврем. с этим он считался "сыном" Илия (Лк), своего дяди, чье Р. через Матфата - Нафана восходило к Давиду. Со времен Реформации широкое распространение получила иная версия, согл. к-рой Матфей прослеживает Р. Иисуса по отцовской линии наследования через Иосифа, а Лука - по материнской, через Марию. В этом случае Лука называет Иосифа "сыном" (зятем) Илия в правовом отношении, т.к. женщина не могла указываться в Р. в качестве звена в цепочке наследования.