Род - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Род

I. ИНСТИТУТ РОДА У ИЗРАИЛЬТЯН Р. - это совокупность нескольких родств. семейств; несколько Р. образуют колено (племя), а несколько колен - народ. Институт Р. имел важное значение для израильтян, т.к. в основе полит. и обществ. жизни народа лежал принцип деления на колена, Р. и семейства (=дома). Социальный статус каждого человека, равно как и его личная жизнь, определялись в первую очередь принадлежностью к Р. Это относится прежде всего к истории колен Израиля, а также - к эпохе царей, ко времени после вавил. плена и, с нек-рыми оговорками, к новозаветным временам. II. ПОНЯТИЕ "РОД" В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ В евр. Библии шесть слов передают значение понятия "Р.". В Синод. пер. этому понятию соответствуют слова: "племя" [15 [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.Суд. 6:15: евр. элеф - букв. "тысяча"]; "дом" [27 И сделал против него заговор Вааса, сын Ахии, из дома Иссахарова, и убил его Вааса при Гавафоне Филистимском, когда Нават и все Израильтяне осаждали Гавафон:3 Цар. 15:27: евр. байит]; "род" [18 Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь,Втор. 29:18: евр. мишпаха; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.Быт. 15:16: евр. дор - букв. "поколение"; 20 И было сынов Рувима, первенца Израилева, по родам их, по племенам их, по семействам их, по числу имен, поголовно, всех мужеского пола, от двадцати лет и выше, всех годных для войны,Чис. 1:20: евр. толедот]; "семя", "потомство" [15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.Быт. 3:15: евр. зера]. Евр. слова, тесно связанные друг с другом, передают понятие "Р." многозначно. III. ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Основные значения слов, связанных с понятием "род": 1) слово мишпаха обозначает часть колена (напр., 21 И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили.1 Цар. 10:21 - в Синод. пер. - "племя") или совокупность нескольких родств. семейств (напр., 38 а пойди в дом отца моего и к родственникам моим, и возьмешь [оттуда] жену сыну моему.Быт. 24:38 - в Синод. пер. - "племя"); слово мишпаха может переводиться и как "племя" (напр., 2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала.Суд. 13:2; 47 Если пришлец или поселенец твой будет иметь достаток, а брат твой пред ним обеднеет и продастся пришельцу, поселившемуся у тебя, или кому-нибудь из племени пришельца,Лев. 25:47). Оно может подразумевать также людей, имеющих общее происхождение и проживающих в одном и том же месте (напр., 10 и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя.Лев. 25:10 - в Синод. пер. - "племя"), или людей, имеющих общее происхождение и занимающих одинаковое положение в обществе, а также занимающихся одним и тем же ремеслом (напр., 55 и племена Соферийцев, живших в Иабеце, Тирейцы, Шимейцы, Сухайцы: это Кинеяне, происшедшие от Хамафа, отца Бетрехава.1 Пар. 2:55 - в Синод. пер. - "племена"; ср. 14 И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода.3 Цар. 11:14; 6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;Деян. 4:6; в отношении Христа: 16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.Откр. 22:16 - в Синод. пер. - "потомок"; греч. генос); 2) слово дор подразумевает поколение современников (напр., 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.Быт. 15:16; 4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.Еккл. 1:4). Выражение "из рода в род" (т.е. "из поколения в поколение") может означать не имеющее пределов время - "всегда", "бесконечно", "беспрерывно" (см., напр., 15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.Исх. 3:15). Словом дор могут также обозначаться похожие по складу ума и характера люди - как нечестивые (напр., 29 Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, [навлекший] гнев Его.Иер. 7:29), так и праведные (напр., 2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.Пс. 111:2); 3) слово зера (букв. "семя") обозначает потомков одного человека (напр., 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:Быт. 15:18), при этом часто имеется в виду "последующий род" (см., напр., 22 И скажет последующий род, дети ваши, которые будут после вас, и чужеземец, который придет из земли дальней, увидев поражение земли сей и болезни, которыми изнурит ее Господь:Втор 29:22), реже - "прежний род" (напр., 8 Ибо спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их;Иов. 8:8). Как и слово дор, зера также обозначает людей, похожих по складу ума и характера: так, в 2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.Пс. 111:2 эти понятия равнозначны; 4) под словом толедот (букв. "происхождение") подразумеваются "потомки", "поколение", "история происхождения". Этим словом обозначается история или генеалогия отдельного семейства (1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,Быт. 5:1 и др.; ср. 28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".Деян. 17:28 и след.; греч. генос).