Природа, природный

I. Восхищение П. как таковой, без упоминания о ее Творце, чуждо Библии; поэтому в ВЗ соотв. слова нет вообще. Всё созданное (творение; Сотворение мира) существует только благодаря Богу, является исключит. местом Его творчества, Его произведением и одеянием, к-рым Творец окружает Себя. Развиваясь по Его законам, П. открывает доброту и могущество Бога, вызывает у человека изумление, вселяя в него благоговение пред Богом, а не перед ней самой (см. Иов. 38 и след.; 22 Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;Притч. 8:22 и след.; Пс. 103; 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?Мф. 6:26, 28). В Библии нет практич. никаких упоминаний о зарождении естеств. наук, исследующих действующие в П. законы. Этим объясняется и то обстоятельство, что природные явления, даже тщательно наблюдаемые, подвергаются весьма приблизит. классификации, о чем свидет-вуют, напр., перечисления, относящиеся к растит. и животному миру. II. Библии не знакомо и столь привычное, напр. для греч. философии, противопоставление П. духу и духовности; античные авторы (философы) считали, что дух человека создан П. и связан с ней. Однако НЗ проводит четкое разграничение между природным и тем, что вызвано или обновлено Божьим Духом. Словом "природа" здесь переданы два разных греч. слова: 1) слова фюсис, фюсикос обозначают обусловленное биологич. происхождением физич. и духовное своеобразие и основанную на этом принадлежность к определ. виду (роду) (см. "природные ветви" в 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.Рим. 11:21, 24), а также свойственные этому виду жизненные процессы (см. "естественное употребление" в 26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;Рим. 1:26 и след.) и сложившийся порядок (14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,1 Кор. 11:14). Подразумевается то общее, что свойственно и человеку и животному (физиологическое и инстинктивное) (см. 12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.2 Пет. 2:12; 10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.Иуд. 1:10); 2) слова псюхе, псюхикос обозначают относящееся к душе как движущей силе "живой твари" и включают в себя (понимаемое под "плотью и кровью") своеобразие смертного земного существа (см. 44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.1 Кор. 15:44). Душа. III. К природным составляющим человека, присущим ему как созданию, относятся как сфера тела, так и сфера души. Они подчиняются закономерностям земной жизни. Кр. того, человек как Божье создание, связан известными нравств. директивами (законами), к-рые изначально ему известны и даже язычником воспринимаются как обязат., независимо от Бога (14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:Рим. 2:14 и след.). Но вместе с тем человек от П. является частью падшего человечества и вместе с П. порабощен греху и смерти (12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.Рим. 5:12 и след.; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.Рим. 7:23). Именно поэтому "душевный человек" не может воспринимать то, что исходит от Духа Божьего (14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.1 Кор. 2:14), именно поэтому от П. (т.е. по своему происхождению) он является "чадом гнева" (3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,Еф. 2:3). Спасение человека не может быть достигнуто совершенствованием его П.; только новое творение (17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.2 Кор. 5:17), новое рождение от Бога позволяет человеку стать "причастником Божеского естества" (4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:2 Пет. 1:4) и воссесть на небесах (6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,Еф. 2:6). Обновление завершается совлечением "тела душевного" и воскресением "тела духовного" (44 сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.47 Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба.48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.1 Кор. 15:44-49).