Познание, познавать - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Познание, познавать

Познание, познавать. В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу. I. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ СОЗДАННОГО БОГОМ МИРА 1) Бог даровал людям естественную способность П. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца" (11 Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.Еккл. 3:11). Способность П. земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В 13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.Еккл. 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем", а в ст. 18 говорится: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом П. являются дела Божьи и Его воля (9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,Кол. 1:9), а также тайны Его Царства (11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,Мф. 13:11); 2) естеств. способности человека несовершенны (9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;1 Кор. 13:9). Даже видимый сотвор. Богом мир человек до конца познать не может (Иов. 38), но в еще большей степени это относится к П. Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его", лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его" (14 Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?Иов. 26:14). Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него" (1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.1 Кор. 8:1 и след.); 3) опасность П., понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с к-рым пришлось бороться ранней Церкви (ср. Антихрист, I). В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские" (24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;Откр. 2:24). Говоря об их заблуждении, ап. Павел подчеркивает, что совершенное П. возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу (20 Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.1 Кор. 14:20); 4) глагол "П." употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке (1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.Быт. 4:1; 19 И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.1 Цар. 1:19; 4 Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее.3 Цар. 1:4). II. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ БОГА 1) П. Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, к-рому Бог открыл Себя. "Бог не был бы Создателем, если бы возможность познавать Его исходила бы не от Него Самого" (О.Вебер). Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества; 2) в Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога. "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас" (2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать.Ис. 59:2). Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеч. родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.Мф. 5:45), и Сын Человеческий "держит все словом силы Своей" (3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,Евр. 1:3). Так происходит и поныне; 3) Библии известно ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ БОГА, источниками к-рого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеч. совесть: а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество" (19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.Рим. 1:19 и след.). Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение; б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языч. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом); в) внешнее свидет-во (факт сотворения мира и история), дополняется внутр. свидет-вом - человеч. совестью. Это свидет-во не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла (см. 14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:Рим. 2:14 и след.). Естественное П. Бога может быть неясным и неосознанным (23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.Деян. 17:23 и след.), оно касается лишь богооставленности человека (20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.Рим. 1:20), а не пути к спасению, лишь Закона (15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)Рим. 2:15), а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение; 4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ: а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: "ведом в Иудее Бог" (2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.Пс. 75:2). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа (14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.Ин. 1:14; 1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,Евр. 1:1 и след.), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов (34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.Иер. 31:34). Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца" (9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?Ин. 14:9). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога; 5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА - это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы (6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.2 Кор. 4:6). П. Христа даруется Самим Богом (17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;Мф. 16:17), оно сообщается через Писание (39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.Ин. 5:39) и проповедь (4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.2 Кор. 4:4,6), через воздействие Св. Духа (17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,Еф. 1:17 и след.). П. Христа (18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.2 Пет. 3:18), к-рое одноврем. является и общением с Ним (14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.Ин. 10:14), ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;Еф. 4:13). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения (3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.Кол. 2:3). П. Бога Отца и Христа (см. 7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.Ин. 14:7) дарует благодать и мир (2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.2 Пет. 1:2), а также жизнь вечную (3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.Ин. 17:3). Поэтому ап. Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего" (8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести ХристаФлп. 3:8); 6) если П. Бога означает жизнь вечную (3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.Ин. 17:3), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли (16 Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь.Иер. 22:16; 14 Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его,Деян. 22:14; 37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.1 Кор. 14:37). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности (2 знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.3 Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.4 Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне.5 Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;6 поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.Иов. 42:2-6), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю (20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.Рим. 3:20; 7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.Рим. 7:7), а с другой - к деятельному послушанию, из к-рого опять же вырастает новое П. (9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,Кол. 1:9-11). Напротив, злые дела и грехи, свидет-вуют об отсутствии истинного П. Бога (16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.Тит. 1:16; 6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.1 Ин. 3:6). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения" (52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.Лк. 11:52). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (Дар, дарование) (8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;1 Кор. 12:8).