Послание к Римлянам - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Послание к Римлянам

Послание к Римлянам занимает особое место среди посланий ап. Павла. В нем апостол обращается к церкви, находящейся в мировой столице, к той христ. общине, с членами к-рой он еще не был знаком лично (10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,Рим. 1:10), но о к-рой слышал много хорошего (8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.Рим. 1:8; 19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.Рим. 16:19). Павел говорит о своем намерении в ближайшее время посетить Рим (24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.Рим. 15:24). В этом послании, где ощущается живая связь между реалиями повседневной жизни и верой, Павел раскрывает суть своей проповеди и миссионерского служения. I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ 1) ПОДЛИННОСТЬ. П.кР. всегда рассматривалось как бесспорно принадлежащее Павлу. Оспаривалось лишь авторство двух последних глав, при этом высказывались след. причины: а) славословие (в Синод. пер. - 24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.Рим. 14:24-26) в нек-рых рукописях встречается дважды, после 23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.Рим. 14:23 и в конце послания, что, однако, не является доказат-вом того, что оно не принадлежит Павлу; б) Маркион не включал гл. 15 и 16 в текст послания. Тертуллиан, Ириней и Киприан в своих сочинениях также нигде не упоминают эти главы, но это могло быть простой случайностью. Что же касается Маркиона, то он вносил в текст НЗ произвольные коррективы, основ. на собств. богосл. представлениях; в) нек-рым исследователям казались странными приветствия (3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.Рим. 16:3-15), адресованные членам церкви, к-рую Павел еще не посещал. Поэтому текст Рим. 15-16 они пытались рассматривать как послание, первонач. направленное в Эфес, или как отдельное рекомендат. письмо (главу 16) для направлявшейся в Эфес диакониссы Фивы. Но против этого свидет-вует сам текст. Во-первых, стихи 14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;15 но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати16 быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу.17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.22 Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам.23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам,24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.Рим. 15:14-29 определенно адресованы братьям, живущим в Риме (ср. 13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.Рим. 1:13-15). Во-вторых, благоприятный отзыв Павла об Акиле и Прискилле (3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе ИисусеРим. 16:3 и след.) имел значение только для членов церкви, живущих в Риме, куда предположит. и направилась эта супруж. пара. Вместе с другими сотрудниками Павла (ср. 5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.Рим. 16:5, 7, 9, 12 и след.) они надеялись встретить в Риме апостола, планировавшего посетить рим. церкви. В этом случае посылать рекомендации в Эфес было бессмысленно. Кр. того, церкви вообще активно обменивались членами; 2) МЕСТО И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ. Судя по упоминанию Гаия (3) (23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.Рим. 16:23; ср. 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,1 Кор. 1:14) и Ераста (20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.2 Тим. 4:20), местом написания послания был Коринф. Апостол планировал путешествие в Иерусалим с целью передать тамошней церкви пожертвования христиан из язычников (26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.Рим. 15:26, 31); это и другие обстоят-ва указывают на то, что зимой 55-56 гг. Павел провел три месяца в Греции (2 Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу.Деян. 20:2 и след.). Именно тогда, скорее всего, у него появилось достаточно времени для написания столь обширного послания; 3) АДРЕСАТ. П.кР. свидет-вует о существовании в Риме христ. общины, подтверждением этому служит и текст 14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.Деян. 28:14 и след. Связано ли возникновение рим. церкви с людьми, к-рые слышали проповедь Петра в день Пятидесятницы (10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,Деян. 2:10), не установлено. Судя по сказанному у Светония, изгнание евреев из Рима (2 и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним;Деян. 18:2) было связано с появлением в городе христиан. Среди рим. знакомых и сотрудников Павла, к-рым он передает свои приветствия (3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.Рим. 16:3-15), были и евреи. П.кР. позволяет сделать вывод о том, что Рим. церковь состояла как из христиан, обращенных из язычников (5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,Рим. 1:5 и след.; 13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.Рим. 11:13, 17-24), так и из христиан-евреев (1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?Рим. 7:1; 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.Рим. 14:5 и след., 14, 20). Рим. церковь приняла истинное учение (17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;Рим. 16:17), и Павел прославляет ее веру, послушание (8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.Рим. 1:8; 19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.Рим. 16:19) и познания, к-рые дают возможность ее членам наставлять друг друга (14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;Рим. 15:14). Но в Риме проявились и враждебные Павлу настроения, а его слово подвергалось искажению (8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.Рим. 3:8; ср. 1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.Рим. 6:1), поэтому апостол предостерегает церковь от лжеучений (17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;Рим. 16:17 и след.). II. КОМПОЗИЦИЯ А. Вступление: 1. Обращение и приветствия (1 Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем,5 через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы,6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, -7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.Рим. 1:1-7). 2. Павел и рим. церковь (8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам,11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.13 Не хочу, братия, оставить вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.Рим. 1:8-15). 3. Тема послания (16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.Рим. 1:16, 17). Б. Первая часть. Праведность от веры (18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.Рим. 1:18 - 25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.Рим. 4:25): 1. Божий суд над язычниками (18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;22 называя себя мудрыми, обезумели,23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.Рим. 1:18-32). 2. Бог как беспристрастный судья (1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же.2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,6 Который воздаст каждому по делам его:7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!11 Ибо нет лицеприятия у Бога.12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.Рим. 2:1-16). 3. Иудей перед Божьим судом (17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.Рим. 2:17-29). 4. Преимущество, даруемое обрезанием (1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.Рим. 3:1-8). 5. Божье обвинение человечеству (9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,10 как написано: нет праведного ни одного;11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.13 Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.14 Уста их полны злословия и горечи.15 Ноги их быстры на пролитие крови;16 разрушение и пагуба на путях их;17 они не знают пути мира.18 Нет страха Божия перед глазами их.19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.Рим. 3:9-20). 6. Откровение оправдания верой в Иисуса Христа (21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.29 Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников,30 потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру.31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем.Рим. 3:21-31). 7. Доказат-во оправдания верой на примере Авраама (1 Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?2 Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.3 Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.13 Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры.14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;15 ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления.16 Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам17 (как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.18 Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: "так многочисленно будет семя твое".19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;20 не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу21 и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.22 Потому и вменилось ему в праведность.23 А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,24 но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,25 Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.Рим. 4:1-25). В. Вторая часть. Новая жизнь от Бога (1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,Рим. 5:1 - 39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 8:39): 1. Плоды благодати (1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,4 от терпения опытность, от опытности надежда,5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.Рим. 5:1-11). 2. Возникновение нового человечества во Христе Иисусе (12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений.17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.Рим. 5:12-21). 3. Свобода от греха (1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 6:1-23). 4. Свобода от Закона (1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.Рим. 7:1-6). 5. Закон и грех (7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.Рим. 7:7-25). 6. Новая жизнь в Духе (1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.Рим. 8:1-11). 7. Сыны Божьи, принявшие Духа усыновления (12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.Рим. 8:12-17). 8. Надежда, благодаря ходатайству Духа (18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.Рим. 8:18-27). 9. Божий замысел (28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.Рим. 8:28-30). 10. Непоколебимость в вере (31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их.34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 8:31-39). Г. Третья часть. Праведность через веру и Израиль (1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,Рим. 9:1 - 36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.Рим. 11:36): 1. Плач об Израиле (1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.Рим. 9:1-5). 2. Основа избрания (6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.Рим. 9:6-13). 3. Бог свободен в выборе (14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.19 Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?"20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?"21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,24 над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?25 Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.26 И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.27 А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;28 ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.29 И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.Рим. 9:14-29). 4. Камень преткновения (30 Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.31 А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.32 Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,33 как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.Рим. 9:30-33). 5. Праведность через веру в ВЗ и вина Израиля (1 Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.Рим. 10:1-21). 6. Остаток Израиля (1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.Рим. 11:1-10). 7. Язычники и Израиль (25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.Рим. 11:25-36). Д. Четвертая часть. Жизнь в послушании вере (1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,Рим. 12:1 - 13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.Рим. 15:13): 1. О праведном единстве (1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,Рим. 12:1 - 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.Рим. 13:14). 2. О праведной свободе (1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.Рим. 14:1 - 13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.Рим. 15:13). Е. Заключение (14 И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга;Рим. 15:14 - 24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.Рим. 16:24). 2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. В П.кР. Павел представляет богосл. обоснование своей миссии и поясняет основные положения своей проповеди. В 17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.Рим. 1:17 и далее названа основная тема: правда веры, или, точнее, "правда Божия от веры в веру". Все части П.кР. ориентированы на эту центр. идею: а) Павел начинает с того, что описывает состояние человека, как язычника, так и иудея, к-рого постигает откровение правды Божьей (17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.Рим. 1:17; 21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,Рим. 3:21). Человек совершает грех и тогда, когда в своем непослушании заменяет поклонение Творцу поклонением твари (25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.Рим. 1:25), и тогда, когда уповает на Закон как на возможность оправдаться перед Богом (17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,Рим. 2:17 и след.). Всем выносится один и тот же приговор: грешен (9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,Рим. 3:9). Грех устраняет различие между язычником и иудеем в глазах Бога. Путь к Богу через исполнение Закона, каким хотят идти иудеи, приводит к греху (ст. 20). В этом бедств. для человека положении Бог открывает ему правду (Истина), посылая людям Своего Сына - Иисуса Христа: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа" (ст. 21). Правда Божья состоит в том, что оправдание перед Богом грешник получает "даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (ст. 24). Высшим проявлением правды является Иисус, "Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру" (ст. 25). Вера - это полное предание себя Божьей воле (ст. 18), когда все ожидания связаны с Богом. Верующий получает оправдание не за какие-то заслуги, а исключит. по Божьей благодати (24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,Рим. 3:24). Вера и благодать в П.к Р. - взаимозависимые понятия, к-рые указывают на Божьи деяния, основ. только на Его любви. При этом вера исходит от человека, к-рый может и хочет получать Божьи дары, а благодать исходит от Бога, дающего их даром; б) ап. Павел испытал силу Божьей правды; во второй части послания он говорит о ее воздействии на жизнь верующего. Ибо из жизни по вере должна произойти новая правда. С Иисуса началось новое человечество. Если от Адама на всех людей перешло проклятие, то Иисус стал источником благодати, приносящей вечную жизнь (12 Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили.Рим. 5:12 и след.). В жизни человека, получившего оправдание верой, проявляются плоды благодати (ст. 3 и след.). Правда Божья действует как сила, "погребающая" грехи верующего вместе с Иисусом (4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.Рим. 6:4 и след.). В вере человек, соединенный с Иисусом, Его смертью и Его воскресением, получает от Бога новую жизнь, к-рую он посвящает на служение Богу (11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 6:11). Верующему даровано и новое отношение к Закону. Умерев с Иисусом для греха (2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;7 ибо умерший освободился от греха.8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 6:2-11), верующий умирает для Закона и освобождается от него (4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.Рим. 7:4-6). В этой связи Павел проясняет задачи и пределы Закона. Посредством Закона происходит осознание греха (ст. 7), более того, Закон вскрывает грех, открывая тем самым плотскую, безбожную сущность человеч. природы (ст. 13 и след.) в ее обреченности, но не указывая человеку путь к спасению (ст. 23). Напротив, как раз через Закон грех пробуждает желание нарушить Закон (ст. 8, 11, 13). Жизни в рабстве Закону противопоставлена новая жизнь, жизнь в Духе и под руководством Духа. Дух - это животворящая сила Божья (11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.Рим 8:11), к-рая руководит сынами Божьими (ст. 14) и дарует им надежду на окончат. искупление (ст. 23); в) Павел, будучи иудеем, фарисеем и книжником, знает особенности своего народа. Его народ - это избранный народ Божий. Теперь же Бог, в Своем окончат. откровении, обращается не только к израильтянам, но и к язычникам. Тема Израиля, проявляющаяся в первых восьми главах лишь подспудно, в главах 9-11 становится главной. Собрание общества Израиля - главная тема ВЗ, строит-во Церкви Христовой - задача всей жизни Павла. Существует ли здесь противоречие? С печалью взирает Павел на своих сородичей и соотечественников. Бог среди множества благ даровал им обетования, они же отвергают исполнение этих обетований. Апостол констатирует: у Авраама было много детей, но лишь одного из его сыновей Бог избрал как носителя благословения (1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.Рим. 9:1-8). В этом проявляется важная закономерность истории народа Израиля: идет отбор из потомков Авраама по плоти, и этот отбор производит Сам Бог (ст. 15). Только некий остаток переживет возвещенный Исаией суд над народом (ст. 27 и след.). Путь к вере для израильтянина оказался труднее, чем для язычника, т.к. первому трудно было согласиться с тем, что Христос положил конец Закону (4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.Рим. 10:4), к-рым они надеялись оправдаться пред Богом. И в этом сбывается обетование, согл. к-рому язычники придут к спасению и к-рое тщетно было предложено израильтянам (ст. 20 и след.). Оттолкнул ли Бог Свой народ, остаток к-рого так мал? Нет! Израиль лишь был очищен от бесплодных ветвей, но он останется полноценым Израилем, деревом, на к-ром нет трещин, поскольку язычники, к-рые придут к вере, будут "привиты" к его стволу. Те ветви, к-рые будут плодоносить, останутся на дереве; оказавшиеся же бесплодными будут удалены. Так Бог берет от иудеев и от язычников только то, что может принести плод, но в конце концов и весь Израиль будет спасен (26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.Рим. 11:26). Израиль (VI); Язычник; г) прояснив судьбу Израиля, Павел не может обойти молчанием еще один вопрос, настоят. требующий ответа. Если Христос есть конец Закона и верующие больше не подчинены Закону, то как же отныне должна строиться их жизнь? Является ли свобода чад Божьих открытой дверью в жизнь, не стесненную отныне никакими установлениями? Жизнь нового народа строится на принципе свободы, к-рая, однако, не должна превращаться в произвол, поскольку эта свобода возможна только на основе единения всех верующих, и только как свобода, данная Богом и не выходящая за пределы Его воли. Обновление же ума делает верующего способным распознавать волю Божью, не будучи привязанным к букве Закона (ст. 2). Каждый член сообщества народа Божьего осознает свою зависимость от Божьей милости. С др. стороны, к телу Христову - Церкви нас привязывает не только то, что мы получаем через общее благословение, но в еще большей степени то дарование, к-рым Бог благословил каждое Свое чадо и к-рое каждый должен принести на благо всего общества (ст. 3-8). Верующие, как чада Божьи, руководствуются принципом любви к ближнему не только в отношениях между собой, но и в отношениях к неверующим, и к своим врагам (ст. 9-21). Собств. зависимость от воли Божьей позволяет нам осознать тот факт, что и др. люди являются орудиями Божьими в Его действиях по отношению к нам. Рядом с нами или над нами Бог помещает и неверующих, чтобы они могли способствовать проявлению нашего послушания. Это показано на примере властей; даже безбожная власть - от Бога и потому может требовать от нас покорности (1 Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.2 Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.3 Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее,4 ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.5 И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.Рим. 13:1-7). Тело Христово как Божье орудие для исполнения Его замыслов в этом мире дает каждому то, что Бог приготовил для него, и прежде всего любовь (ст. 8-10). Пребывающий в любви и в свободе ходит пред Богом в свете, поскольку ему нечего скрывать (ст. 11-14). Истинная свобода может возникнуть только там, где люди сознают свою полную зависимость от Бога. Церковь объединяет людей старых и молодых, здоровых и немощных, сильных и слабых. Это многообразие не должно приводить к раздорам, духу осуждения не следует давать доступ в Церковь. Основанием ее внутр. жизни должна стать любовь, к-рая дает силу терпимо относиться друг к другу. Христос дал нам пример, на к-ром мы познаем, что свобода от собств. "я" дает возможность служить другим (Рим. 14). Там, где члены тела Христова пребывают в единстве и в свободе, они могут "едиными устами славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа" (6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.Рим. 15:6).