Ответ, отвечать - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Ответ, отвечать

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ 1) Библия уделяет большое внимание отношениям между людьми, поскольку Бог сотворил человека для общения (Адам, I,2). Общение, как правило, состоит из вопросов и ответов. Верный О. - это радость (23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!Притч. 15:23), он бывает подобен поцелую (26 В уста целует, кто отвечает словами верными.Притч. 24:26) и является не результатом размышлений, а исходит из сердца праведного, к-рое знает, что надо ответить (28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.Притч. 15:28). Мягкий О. отвращает гнев, а резкие слова возбуждают ярость (1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.Притч. 15:1). Об этом свидет-вует, в частн., О. Ровоама десяти коленам Израилевым и последствия этого О. (6 Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу?3 Цар. 12:6, 9, 13, 16). Израильтянам предписывалось при завоевании города принимать во внимание, какой О. будет дан тем или иным городом (11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;Втор. 20:11). В О. человека раскрывается его сущность (23 Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]Притч. 18:23). Глупо отвечать, не выслушав вопроса (ст. 13). Страх может лишить способности отвечать (11 И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.2 Цар. 3:11); 2) НЗ также подчеркивает, насколько важно уметь дать верный О. каждому (6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.Кол. 4:6; 15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.1 Пет. 3:15). Ученикам, к-рым предъявляются обвинения, Св. Дух в нужный момент сообщит, что им следует отвечать (11 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,Лк. 12:11 и след.). В данном случае, как и в нек-рых других местах, отвечать означает "держать ответ перед судом", "свидетельствовать", "нести ответственность". Отчет, ответ. В ОТНОШЕНИИ К БОГУ 1) Библия говорит о том, что человек создан не только для общения с другими людьми, но в первую очередь для общения с Богом. Поэтому он должен слушать и отвечать, когда к нему обращается Бог (10 И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи,] ибо слышит раб Твой.1 Цар. 3:10), а его послушание подразумевает, что за словом следует дело (28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.Мф. 21:28-32). Но часто бывает так, что Бог призывает к покаянию и обращению, а люди не желают отвечать Ему (2 Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.Ис. 50:2; 12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.Ис. 65:12; 4 так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них: потому что Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне.Ис. 66:4; 13 И ныне, так как вы делаете все эти дела, говорит Господь, и Я говорил вам с раннего утра, а вы не слушали, и звал вас, а вы не отвечали, -Иер. 7:13; 17 посему так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу на Иудею и на всех жителей Иерусалима все то зло, которое Я изрек на них, потому что Я говорил им, а они не слушались, звал их, а они не отвечали.Иер. 35:17). Так же люди относятся и к пророкам, вещающим по повелению Господа (21 И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.3 Цар. 18:21; 27 И когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают; и когда будешь звать их, они тебе не ответят.Иер. 7:27). Но если человек молчит, то его дела дадут О. за него, свидет-вуя против него (12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем.Ис. 59:12), "камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им" (11 Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им:Авв. 2:11; 40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.Лк. 19:40). О. человека даже на Божье обетование и на обещание Его помощи могут быть сомнение и неверие, к-рые подлежат суду (2 И отвечал сановник, на руку которого царь опирался, человеку Божию, и сказал: если бы Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть? И сказал тот: вот увидишь глазами твоими, но есть этого не будешь.4 Цар. 7:2, 19) или наказанию (18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.Лк. 1:18-20); 2) Бог, требующий О. от человека, и Сам отвечает словом и делом на зов Своих слуг (5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.Пс. 33:5; 9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,Ис. 58:9; 3 воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.Иер. 33:3), в то время как идол на все призывы не дает никакого ответа (24 и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо, [пусть будет так].25 И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте.26 И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали.27 В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!28 И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним.29 Прошел полдень, а они всё еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха. [И сказал Илия Фесвитянин пророкам Вааловым: теперь отойдите, чтоб и я совершил мое жертвоприношение. Они отошли и умолкли.]3 Цар. 18:24-29; 7 поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды.Ис. 46:7). Господь отвечает, как только услышит (19 Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.Ис. 30:19), Он обещает: "прежде нежели они воззовут, - Я отвечу" (24 И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.Ис. 65:24). Пророк вопрошает и получает О. (1 На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?Авв. 2:1 и след.), порой неожиданный (2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.Рим. 11:2-4). В пустыне Бог давал ясные О. Своему народу через Моисея (12 и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.Лев. 24:12 и след.), затем Он говорил через сновидения, через свет и совершенство (урим и туммим) и через Своих пророков (6 И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.1 Цар. 28:6). Симеон получил О. через Св. Духа (26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.Лк. 2:26). Одним из выражений Божьего суда является то, что Бог не дает О. человеку, к-рый не хотел слышать Его зова; теперь Господь Сам оставляет его (6 И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.1 Цар. 28:6, 15; 42 Они взывают, но нет спасающего, - ко Господу, но Он не внемлет им.2 Цар. 22:42; 28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.Притч. 1:28). Подобное молчание Бога бывает вызвано прежде всего идолопоклонством (3 сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им?Иез. 14:3; ср. гл. 20); 3) больше всего внимания поиску О. на жизненно важные вопросы уделено в Книге Иова. Иов вопрошает о смысле своих страданий и не отступает, хотя и знает, что если вступит в пререкания с Богом, то не получит О. ни на один из вопросов (3 Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи.Иов. 9:3, 14 и след., 32 Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд!Иов. 9:32). Попытки друзей Иова защитить Бога оставались безуспешными и не услышанными страдальцем, так что им пришлось замолчать (34 Как же вы хотите утешать меня пустым? В ваших ответах остается одна ложь.Иов. 21:34; 1 Когда те три мужа перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих,Иов. 32:1). Правда, Софар восклицает: "Размышления мои побуждают меня ответить ... дух разумения моего ответит за меня" (2 размышления мои побуждают меня отвечать, и я поспешаю выразить их.Иов. 20:2 и след.), но уже Елиуй гневается на трех друзей за то, что те так и не смогли найти О. (3 а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать, а между тем обвиняли Иова.Иов. 32:3, 5), а Бог выносит им Свой приговор: они говорили о Нем неверно (7 И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.Иов. 42:7). Наконец Господь Сам отвечает Иову из бури (1 [Когда Елиуй перестал говорить,] Господь отвечал Иову из бури и сказал:Иов. 38:1). Это тот истинный О., к-рому покоряется Иов (33 И отвечал Иов Господу и сказал:Иов. 39:33 и след.), хотя содержание этого О. кажется на первый взгляд мало связанным с вопросом Иова. Истинный О. Бога не вмещается в рамки логич. мышления; 4) во времена Иисуса все преподавание велось путем живого обмена вопросами и О. Учитель спрашивал, а ученик отвечал. Уже в двенадцатилетнем возрасте Иисус своими О. удивил книжников в храме (47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.Лк. 2:47). А тот, кто вопрошал учителя, и сам должен был отвечать ему и высказывать свое мнение (1 В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами,2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.7 И отвечали: не знаем откуда.8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.Лк. 20:1-8), поскольку в вопросах веры имеют значение только собств., а не заимствов. О. Так, вопрос Иисуса побудил Петра к исповеданию своей веры (16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.Мф. 16:16 и след.; 67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.Ин. 6:67-69). Молчание же Учителя (23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.Мф. 15:23) не было выражением неприступной суровости, оно, как и повторный вопрос (15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.Ин. 21:15-17), выражало ожидание О., к-рый мог быть дан только на основе самопознания, обращения и веры. Получив верный О., Иисус указывал на необходимость подкреплять слова делами (28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.Лк. 10:28). Другого рода молчание нередко наступало в конце беседы Иисуса с фарисеями, когда те не отваживались задавать вопросы и не желали отвечать (46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.Мф. 22:46; 6 И не могли отвечать Ему на это.Лк. 14:6; 26 И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.Лк. 20:26). После ареста Иисус, как бы в последней попытке, еще раз указал им на это (68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;Лк. 22:68). Далее всякий разговор теряет смысл, и Тот, Кто является Словом Божьим, уже не дает О. на вопросы первосвященника (62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?Мф. 26:62), Пилата (4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.Мк. 15:4 и след.; 9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.Ин. 19:9) и Ирода (9 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.Лк. 23:9).