Николаиты - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Николаиты

Николаиты, группа лжеучителей, приверженцы к-рой были в Эфесской (6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.Откр. 2:6) и Пергамской (14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.Откр. 2:14 и след.) церквах. Господь ненавидит Н. (6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.Откр. 2:6, 15), потому что те объявили дозволенными жертвы идолам (Идоложертвенное) и любодейство (ст. 14) (Блуд, блудница, блудник); их учение приравнивается к учению Валаама (11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;Чис. 25:11 и след.; 16 вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем;Чис. 31:16; ср. также 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,2 Пет. 2:15; 11 Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.Иуд. 1:11). Те же упреки адресованы некоей Иезавели из Фиатирской церкви (20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.Откр. 2:20), известной тем, что она познала т.наз. "сатанинские глубины" (24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;Откр. 2:24). Это обстоятельство указывает на влияние гностицизма. Среди различных групп гностиков, существовавших в III в. по Р.Х., также появляются Н., о связи к-рых с новозаветными Н. ничего не известно. Гностицизм понимал спасение исключит. как духовное познание, для к-рого внешнее поведение человека, его поступки не имеют никакого значения; истинное познание, по мнению гностиков, само по себе делает человека совершенным. В этой связи излишними становятся послушание (Послушание, повиновение), хождение (пред Богом) (Ходить) и освящение; т.е. в обыденной жизни позволялось практиковать языч. обряды и обычаи, чтобы не выделяться и не ставить под угрозу свое положение в обществе. Н., очевидно, получили свое название по имени некоего Николая, к-рого отцы Церкви отождествляли с Николаем, прозелитом из Антиохии, одним из семи служителей Иерусалимской церкви (5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;Деян. 6:5), но до конца этот вопрос не изучен. Другие понимают это имя символич., как перевод на греч. язык (Николай = "победитель народа") евр. имени Валаам (="развратитель народа").