Наследование, наследственное право - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Наследование, наследственное право

ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ 1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (10 и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком.Быт. 21:10; ср. позднее 2 И жена Галаадова родила ему сыновей. Когда возмужали сыновья жены, изгнали они Иеффая, сказав ему: ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины.Суд. 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную.Быт. 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (15 И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.Иов. 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.Быт. 15:2 и след.; ср. Праотец, патриарх); 2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (15 Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, -16 то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой;17 но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства.Втор. 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (1 И пришли дочери Салпаада, сына Хеферова, сына Галаадова, сына Махирова, сына Манассиина из поколения Манассии, сына Иосифова, и вот имена дочерей его: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца;2 и предстали пред Моисея и пред Елеазара священника, и пред князей и пред все общество, у входа скинии собрания, и сказали:3 отец наш умер в пустыне, и он не был в числе сообщников, собравшихся против Господа со скопищем Кореевым, но за свой грех умер, и сыновей у него не было;4 за что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына? дай нам удел среди братьев отца нашего.5 И представил Моисей дело их Господу.6 И сказал Господь Моисею:7 правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их;8 и сынам Израилевым объяви и скажи: если кто умрет, не имея у себя сына, то передавайте удел его дочери его;Чис. 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (1 Пришли главы семейств от племени сынов Галаада, сына Махирова, сына Манассиина из племен сынов Иосифовых, и говорили пред Моисеем [и пред Елеазаром священником] и пред князьями, главами поколений сынов Израилевых,2 и сказали: Господь повелел господину нашему дать землю в удел сынам Израилевым по жребию, и господину нашему повелено от Господа дать удел Салпаада, брата нашего, дочерям его;3 если же они будут женами сынов которого-нибудь другого колена сынов Израилевых, то удел их отнимется от удела отцов наших и прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и отнимется от доставшегося по жребию удела нашего;4 и даже когда будет у сынов Израилевых юбилей, тогда удел их прибавится к уделу того колена, в котором они будут [женами], и от удела колена отцов наших отнимется удел их.5 И дал Моисей повеление сынам Израилевым, по слову Господню, и сказал: правду говорит колено сынов Иосифовых;6 вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они могут быть женами тех, кто понравится глазам их, только должны быть женами в племени колена отца своего,7 чтобы удел сынов Израилевых не переходил из колена в колено; ибо каждый из сынов Израилевых должен быть привязан к уделу колена отцов своих;8 и всякая дочь, наследующая удел в коленах сынов Израилевых, должна быть женою кого-нибудь из племени колена отца своего, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих,9 и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу.10 Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы.11 И вышли дочери Салпаадовы Махла, Фирца, Хогла, Милка и Ноа в замужество за сыновей дядей своих;12 в племени сынов Манассии, сына Иосифова, они были женами, и остался удел их в колене племени отца их.Чис. 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (34 У Шешана не было сыновей, а только дочери. У Шешана был раб, Египтянин, имя его Иарха;35 Шешан отдал дочь свою Иархе [рабу своему] в жену: и она родила ему Аттая.36 Аттай родил Нафана, Нафан родил Завада;37 Завад родил Ефлала, Ефлал родил Овида;38 Овид родил Иеуя, Иеуй родил Азарию;39 Азария родил Хелеца, Хелец родил Елеасу;40 Елеаса родил Сисмая, Сисмай родил Саллума;41 Саллум родил Иекамию, Иекамия родил Елишаму.1 Пар. 2:34-41; Езд. 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (9 если же нет у него дочери, передавайте удел его братьям его;10 если же нет у него братьев, отдайте удел его братьям отца его;11 если же нет братьев отца его, отдайте удел его близкому его родственнику из поколения его, чтоб он наследовал его; и да будет это для сынов Израилевых постановлено в закон, как повелел Господь Моисею.Чис. 27:9-11); 3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (5 Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, -Втор. 25:5 и след.). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (12 хотя и правда, что я родственник, но есть еще родственник ближе меня;Руф. 3:12 и след.), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (1 Вооз вышел к воротам и сидел там. И вот, идет мимо родственник, о котором говорил Вооз. И сказал ему [Вооз]: зайди сюда и сядь здесь. Тот зашел и сел.Руф. 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам; 4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: "Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых" (20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых;Чис. 18:20; 9 потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой.Втор. 10:9; 28 А что до удела их, то Я их удел. И владения не давайте им в Израиле: Я их владение.Иез. 44:28 и др.); 5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (Мишна); 6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.Гал. 3:15; 17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.Евр. 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом. НЕБЕСНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,1 Пет. 1:4; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.1 Пет. 3:9; 5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?Иак. 2:5. "Участие в наследии святых во свете" (12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,Кол. 1:12) - это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,Еф. 1:11, 18), как о том и предсказывалось в ВЗ (8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.Пс. 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,1 Пет. 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (14 Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование;Рим. 4:14; 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.Гал. 3:29; 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.Гал. 4:7; 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.Тит. 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.Рим. 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся - они получат наследие от Господа (24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.Кол. 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.2 Кор. 1:22; 14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.Еф. 1:14).