Лошадь - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Лошадь

Лошадь [Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос]. Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет-вом существования митаннийско-хурритского коневодства является найденное в Богазкёе руководство по приручению Л. В Рас-Шамре был обнаружен текст с описанием болезней Л. (Пласт.) (На ил. на стр. 824; 824 изображены лошадиные удила периода среднего бронзового века.) В благословении Иакова конь упоминается как верховое животное (17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад.Быт. 49:17; ср. 17 И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их.Быт. 47:17). В Египте запрягать Л. в колесницы первыми начали гиксосы (ср. 6 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.Исх. 14:6-9), и с тех пор конь стал символом военной мощи (16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: "не возвращайтесь более путем сим";Втор. 17:16; 8 Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся:Пс. 19:8; 17 Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею.Пс. 32:17; 1 Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают!Ис. 31:1,3). Наряду с этим известны егип. изображения всадников; по-видимому, у египтян существовали и кавалерийские отряды, служившие, напр., для разведыват. целей. Существуют доказат-ва существования кавалерии у ассирийцев с VIII в. до Р.Х. Однако в Библии, там, где речь идет о военных действиях, под "всадниками" (9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.Исх. 14:9; 3 с тысячью и двумя стами колесниц и шестьюдесятью тысячами всадников; и не было числа народу, который пришел с ним из Египта, Ливиянам, Сукхитам и Ефиоплянам;2 Пар. 12:3; 21 тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее;Иер. 51:21) подразумеваются почти исключит. воины на колесницах (Колесница, повозка); всадники в роли вестников упоминаются в 18 И выехал всадник на коне навстречу ему, и сказал: так говорит царь: с миром ли? И сказал Ииуй: что тебе до мира? Поезжай за мною. И донес сторож, и сказал: доехал до них, но не возвращается.4 Цар. 9:18 и след. (ср. 10 И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских,Есф. 8:10). В Израиле запрягать Л. в колесницы начали при Соломоне (26 И было у Соломона сорок тысяч стойл для коней колесничных и двенадцать тысяч для конницы.3 Цар. 4:26), к-рый занимался посреднич. торговлей Л. для колесниц (28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.3 Цар. 10:28 и след.; Кува). Поскольку Л. не подковывали, то особое значение придавалось крепости ее копыт (28 стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь;Ис 5:28). Изредка Л. использовали при молотьбе (28 Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его.Ис. 28:28). Белый конь у римлян был символом победы (ср. 2 Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.Откр. 6:2; 11 И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.12 Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.13 Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.15 Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.16 На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих".Откр. 19:11-16). Осел. См. ил. на стр. 158; 159; 285; 664; 683. Ассирийский лучник на коне.