Ключ, затворять - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Ключ, затворять

I: 1) о том, что дома в Палестине закрывались на замок, упоминается неоднокр. (10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;Мф. 25:10; 7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.Лк. 11:7; 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.Лк. 13:25; 19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!Ин. 20:19; 14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.Деян. 12:14). В самом же доме закрывалось на К. только одно помещение, "кладовая" (6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.Мф. 6:6, в Синод. пер. - "комната") - не имеющая окон каморка для хранения запасов. Для замыкания дверей (5 Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка.Песн. 5:5) и гор. ворот служили запоры (5 все эти города укреплены были высокими стенами, воротами и запорами, кроме городов неукрепленных, весьма многих;Втор. 3:5; 5 Он обстроил Вефорон верхний и Вефорон нижний, города укрепленные, со стенами, воротами и запорами,2 Пар. 8:5), к-рые можно было открыть только К. (см. 3 А Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону, [и положил их там].Суд. 16:3). Эти К., по всей видимости (особенно это касается К. от ворот дворцов или от гор. ворот), были такими массивными, что их носили на плечах (22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.Ис. 22:22). Чаще всего запоры изготавливали из дерева (см. 13 Ворота Долины чинил Ханун и жители Заноаха: они построили их, и вставили двери их, замки их и засовы их, и еще чинили они тысячу локтей стены до ворот Навозных.Неем. 3:13), особо прочные делали из меди и железа (25 железо и медь - запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство твое.Втор. 33:25; 13 Бен-Гевер - в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами;3 Цар. 4:13; 16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.Пс. 106:16; 2 Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю;Ис. 45:2); 2) поскольку дом запирался на К., то владение ключом ставило человека в особое положение. Он являлся не просто привратником или сторожем, но распорядителем дома. Назначение Елиакима начальником дворца, или начальником дома Давида, делает это очевидным (22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.Ис. 22:22): отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит; он решает, кто принадлежит к цар. дому, а кто нет. Вверху: ключ из Египта. Внизу: деревянный дверной замок (вид снаружи и изнутри). Когда запор задвигался, несколько подвижных металлических штифтов попадали в предназначенные для них гнезда и держали его. Ключ, изготовленный из дерева с соответствующими твердыми штифтами, вставлялся сбоку в отверстие полого запора и приподнимался. При этом он выдавливал подвижные штифты наверх, что позволяло передвинуть запор в первоначальное положение. II. К. становится символом власти и олицетворяет того, кому принадлежит последнее слово. В этом, метафорич., смысле образ К. используется в Библии в целом ряде значений: 1) КЛЮЧ К СЕРДЦУ. Человек может затворять свое сердце от Бога, от брата (17 А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, - как пребывает в том любовь Божия?1 Ин. 3:17). Но Бог отворяет сердце человека (14 И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел.Деян. 16:14); 2) КЛЮЧ ОТ НЕБА. Выражения, наподобие "заключать небо" или "отверзать небеса", говорят о том, что Бог может давать или задерживать дождь (17 и тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих, и вы скоро погибнете с доброй земли, которую Господь дает вам.Втор. 11:17; 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,Лк. 4:25; 6 Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.Откр. 11:6; ср. 23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,Пс. 77:23 - "манна"); 3) КЛЮЧ ДАВИДОВ. В 7 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит:Откр. 3:7, при всем сходстве текста с 22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.Ис 22:22, ветхозаветный образ оказывается видоизмененным. Хранитель К. здесь уже не распорядитель дома Давида, а представитель рода Давида, обетов. отрасль Давида. В его руках - К. от эсхатологич. "дома" Божьего (см. также 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.Мф. 16:19). Никто не может сам открыть себе доступ в этот "дом". Нельзя яснее, чем в словах, употребл. в 22 И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит.Ис. 22:22, описать власть Христа. Его воля является окончат. (8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.Откр. 3:8); 4) КЛЮЧИ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО, т.е. К. от власти на небесах. Израил. книжникам был доверен "ключ разумения", в послушном следовании Слову Божьему они имели К. к наступающему Божьему Царству (52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.Лк. 11:52). Но они потеряли этот К. Т.о. они не только сами утратили возможность войти в грядущее Царство Божье, но и затворили вход другим (13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.Мф. 23:13). И вот Иисус отдает К. Царства Небесного Петру (19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.Мф. 16:19), но это не означает, что Петр замещает Иисуса. Это исключено уже потому, что и другие ученики тоже причастны к этой власти (18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.Мф. 18:18), к-рая дана им Иисусом, продолжающим оставаться верховным властителем (16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.Лк. 10:16). Получ. учениками власть ("власть ключей") состоит в том, чтобы "связывать и разрешать" от имени Самого Бога. Ученики используют эту власть для спасения людей, для прощения их грехов или для вынесения приговора, оповещающего, что грехи им еще не прощены (см. 23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.Ин. 20:23); 5) КЛЮЧИ ОТ АДА И СМЕРТИ. Господу Небесному принадлежат также К. от смерти и от царства мертвых. Он отнял их у смерти. Христос обладает властью отворять царство мертвых и призывать мертвых к воскресению (18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.Откр. 1:18); 6) КЛЮЧ ОТ КЛАДЕЗЯ БЕЗДНЫ. Бог имеет власть и над местом пребывания бесов (31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.Лк. 8:31). Он открывает его для суда (1 Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.Откр. 9:1 и след.) и приказывает запереть там сатану на тысячу лет (1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.Откр. 20:1-3).