Кипр - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Кипр

Кипр, большой остров в вост. части Средиземного моря, юж. Киликии и зап. Сирии. Остров с востока на запад пересекают две горные цепи, на склонах к-рых жители выращивали виноград, масличные и рожковые деревья. Между горными цепями расположена плодород. долина, а на юге простирается узкая прибрежная равнина. Остров издревле славился плодородием и богатыми рудными залежами. Медь добывалась здесь уже в бронзовом веке (лат. сuprum, "медь", происходит от названия острова Кипр). (Киттим.) Еще во II тысячел. у К. были тесные торг. связи с Египтом (упоминаемая в письмах архива Телль-Амарны Алашиа, по-видимому, означала Кипр; ср. Елиса, 1). К грекам, проникшим сюда прим. в 1350 г. до Р.Х., с IX в. до Р.Х. присоединяются финик. колонисты, к-рые принесли с собой культ плодородия. Впоследствии остров находился под властью ассирийцев, египтян, персов и греков. В 58 г. до Р.Х. К. овладели римляне. (См. ил. на стр. 979; 1056.) В НЗ К. упомянут как родина Варнавы (36 Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин,Деян. 4:36) и Мнасона (16 С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая нас к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить.Деян. 21:16). Первыми, кто проповедовал здесь Евангелие, были христиане, изгн. из Иерусалима, но они обращались исключит. к иудеям (19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.Деян. 11:19). Однако именно с деят-стью христиан, выходцев с К., связано образование Антиохийской церкви, основу к-рой составили обратившиеся язычники (ст. 20 и след.). Во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава прошли через весь остров (4 Сии, быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр;5 и, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.6 Пройдя весь остров до Пафа, нашли они некоторого волхва, лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса,7 который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие.8 А Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры.9 Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор,10 сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?11 И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого.12 Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню.13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.Деян. 13:4-13). Варнава и Иоанн Марк посетили его еще раз, после того как в начале второго миссионерского путешествия расстались с Павлом (39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;Деян. 15:39).