Иофам (Иоафам) - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Иофам (Иоафам)

Иофам (Иоафам) [евр. Йотам, "Яхве совершенен" или "Яхве явил Свою праведность"]: 1) младший сын Гедеона, единственный, кто спасся от истребления, совершенного Авимелехом (5 И пришел он в дом отца своего в Офру и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне. Остался только Иофам, младший сын Иероваалов, потому что скрылся.Суд. 9:5). С горы Гаризим И. проклял сихемлян, избравших Авимелеха царем, и рассказал им притчу о терновнике (ст. 7-21). Его проклятие исполнилось (ст. 57); 2) сын Иегдая и потомок Халева (47 Сыновья Иегдая: Регем, Иофам, Гешан, Пелет, Ефа и Шааф.1 Пар. 2:47); 3) сын иуд. царя Азарии, или Озии (32 Во второй год Факея, сына Ремалиина, царя Израильского, воцарился Иоафам, сын Озии, царя Иудейского.33 Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иеруша, дочь Садока.34 Он делал угодное в очах Господних: во всем, как поступал Озия, отец его, так поступал и он.35 Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. Он построил верхние ворота при доме Господнем.36 Прочее об Иоафаме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.37 В те дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина.38 И почил Иоафам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давида, отца его. И воцарился Ахаз, сын его, вместо него.4 Цар. 15:32-38; 2 Пар. 27). Он взошел на престол в 25-летнем возрасте и правил в Иерусалиме 16 лет. Эти годы включают в себя период, когда он был соправителем своего отца, больного проказой, и время его едино-личного царствования в 756-741 гг. до Р.Х. На основании 30 И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него в двадцатый год Иоафама, сына Озиина.4 Цар. 15:30, где говорится о том, что Озия воцарился над Израилем в 20-й год жизни И., можно утверждать, что И. был еще жив, когда страной фактич. правил его сын Ахаз. Как и его отец Озия, И. совершал богоугодные поступки, однако народ все еще продолжал совершать жертвоприношения на высотах (2 И делал он угодное в очах Господних точно так, как делал Озия, отец его, только он не входил в храм Господень, и народ продолжал еще грешить.2 Пар. 27:2) и упорствовал в идолослужении (7 И наполнилась земля его серебром и золотом, и нет числа сокровищам его; и наполнилась земля его конями, и нет числа колесницам его;Ис. 2:7, 8) (ср. Ис. 2-5). И. построил верхние ворота храма и укрепил стену Офела. Он также построил города на Иудиной горе, а в лесах - крепости (в Синод. пер. - "дворцы") и башни (3 Он построил верхние ворота дома Господня, и многое построил на стене Офела;2 Пар. 27:3, 4). К времени единоличного правления И. следует, видимо, отнести его войну с аммонитянами, к-рые три года платили ему дань (ст. 5). Согл. 17 Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского.1 Пар. 5:17, во времена И. и израил. царя Иеровоама II была составлена родословная гадитян. След., ее составление началось перед смертью Иеровоама (747 г. до Р.Х) и закончилось в первые годы правления И. Т.о., можно предположить, что еще до войны с аммонитянами влияние И. распространилось на тер. за Иорданом. Незадолго до конца царствования И. Господь послал на Иудею сир. царя Рецина и Факея, сына Ремалии (37 В те дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, царя Сирийского, и Факея, сына Ремалиина.4 Цар. 15:37). Возм., строит-во крепостей и башен было связано с нависшей над страной угрозой войны. Вероятно, Израиль недоброжелат. относился к усилению влияния Иудеи в вост. областях Иордана. Кр. того, Сирия и Израиль хотели принудить Иудею вступить с ними в союз против Ассирии. Но собственно сир.-ефремлянская война имела место только во время правления Ахаза, вначале бывшего соправителем своего отца, а затем унаследовавшего его царство. И. был похоронен в городе Давида.