Голод и жажда - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Голод и жажда

Голод и жажда: 1) в отличие от добровольного {поста}, Г. и Ж. - это вынужденные страдания из-за отсутствия пищи и воды. Для Ближнего Востока с его пустынями и полупустынями нехватка воды и связанные с этим Г. и Ж. были обычным явлением (29 и меду, и масла, и овец, и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне.2 Цар. 17:29). Библия говорит о ложных чувствах утоления этих потребностей во сне; проснувшись, человек вновь ощущает Г. и Ж. (8 И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет: то же будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона.Ис. 29:8). Выдержавшие испытание Г. и Ж. воздают благодарность Богу за то, что Он насытил и напоил их (5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.Пс. 106:5, 9). Господь спас от жажды Агарь и Измаила в пустыне (15 и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом16 и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала;17 и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был]; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится;18 встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ.19 И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока.Быт. 21:15-19), Он напоил Самсона после его победы над филистимлянами (18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных.Суд. 15:18 и след.). Бог создал источники, в к-рых дикие звери утоляют жажду (11 поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.Пс. 103:11); Он насыщает алчущих (7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,Пс. 145:7; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;Лк. 1:53) и не допускает "терпеть голод душе праведника" (3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.Притч. 10:3); 2) Бог вновь и вновь призывает накормить алчущих и напоить жаждущих (14 Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих,Ис. 21:14; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.Ис. 58:7, 10; 16 и человека не притесняет, залога не берет, и насильно не отнимает, хлеб свой дает голодному, и нагого покрывает одеждою,Иез. 18:16; 35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;Мф. 25:35, 37), в том числе и врагов (21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:Притч. 25:21 и след.; 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.Рим. 12:20). Отказывающийся сделать это становится виновным и навлекает на себя суд (7 Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе;Иов. 22:7; 42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;Мф. 25:42, 44). Аммонитяне и моавитяне не могут войти в общество Господне, потому что они не встретили израильтян с хлебом и водой, когда те шли из Египта (3 Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки,Втор. 23:3 и след.). С др. стороны, и чаша холодной воды не останется без воздаяния (42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.Мф. 10:42; ср. 25 Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.Притч. 25:25). Г. и Ж. упоминаются в НЗ среди лишений, к-рые приходилось терпеть ап. Павлу (11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,1 Кор. 4:11; 27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.2 Кор. 11:27; 12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.Флп. 4:12). Для утоления Г. и Ж. Закон разрешал есть чужой виноград и срывать колосья с чужого поля (24 Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя, а в сосуд твой не клади.Втор. 23:24 и след.; 1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.Мф. 12:1). Считалось бесчеловечным заставлять голодного носить снопы (и не иметь возм. утолить голод) (МТ; в Синод. пер. - "голодных кормят колосьями") и не позволять топчущему виноград утолять жажду (10 заставляют ходить нагими, без одеяния, и голодных кормят колосьями;Иов. 24:10 и след.); 3) отсутствие дождей и неурожаи приводят к голоду (14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;Лк. 15:14). По этой причине Авраам отправился в Египет (10 И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.Быт. 12:10), здесь же на семь голодных лет нашел прибежище и Иаков со своим семейством (Быт. 41-46). Предсказания о грядущем голоде подвигли христиан древней Церкви, обращенных из язычников, оказать помощь церкви в Иерусалиме (28 И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.Деян. 11:28-30). Во времена войны господствуют "голод и меч" (19 Тебя постигли два [бедствия], кто пожалеет о тебе? - опустошение и истребление, голод и меч: кем я утешу тебя?Ис. 51:19; 12 они солгали на Господа и сказали: "нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода.Иер. 5:12; 15 Поэтому так говорит Господь о пророках: они пророчествуют именем Моим, а Я не посылал их; они говорят: "меча и голода не будет на сей земле": мечом и голодом будут истреблены эти пророки,Иер. 14:15) и, как следствие их, - моровая язва (чума) (8 И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, - этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.Иер. 27:8). Для осажденного города Г. и Ж. становятся опаснее, чем оружие врага (25 И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета - по пяти сиклей серебра.4 Цар. 6:25; 12 И встал царь ночью, и сказал слугам своим: скажу вам, что делают с нами Сирияне. Они знают, что мы терпим голод, и вышли из стана, чтобы спрятаться в поле, думая так: "когда они выйдут из города, мы захватим их живыми и вторгнемся в город".4 Цар. 7:12; 3 В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли.4 Цар. 25:3; 2 Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима,2 Пар. 32:2, 4, 11). Они могут довести людей до крайности. Так, в Библии (53 И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь Бог твой дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой.54 Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него,55 и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих.56 [Женщина] жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою57 и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.Втор. 28:53-57; 28 И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: "отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра".4 Цар. 6:28 и след.; 19 Вставай, взывай ночью, при начале каждой стражи; изливай, как воду, сердце твое пред лицем Господа; простирай к Нему руки твои о душе детей твоих, издыхающих от голода на углах всех улиц.Плач. 2:19 и след.; 4 Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им.Плач. 4:4, 9 и след.; 10 Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода.Плач. 5:10) говорится о случаях каннибализма, в часта., о том, что матери поедали своих детей. Поэтому в пророчествах Г. и Ж. всегда упоминаются как признаки совершения суда (48 будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя.Втор. 28:48; 24 будут истощены голодом, истреблены горячкою и лютою заразою; и пошлю на них зубы зверей и яд ползающих по земле;Втор. 32:24; 13 За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою.Ис. 5:13; 13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;Ис. 65:13; 12 Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними.Иез. 5:12, 16 и след.); 4) во время странствования по пустыне израильтяне избежали голодной смерти только благодаря помощи Бога, даровавшего им еду (перепелов, манну небесную) и воду (Исх. 16; 1 И двинулось всё общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.2 И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?Исх. 17:1-7; 1 И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там.2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;3 и возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!4 зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?5 и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья?6 И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня.7 И сказал Господь Моисею, говоря:8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему.13 Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою.Чис. 20:1-13). Израильтянам запомнилось, что в это время они не страдали от Г. иЖ.(15 И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, клялся дать им.Неем. 9:15, 20; 15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:18 искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,19 и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.26 Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:28 поверг их среди стана их, около жилищ их, -29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.Пс. 77:15-29; 21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.Ис. 48:21). Утоление Г. и Ж. является приметой грядущего времени спасения (17 Бедные и нищие ищут воды, и нет [ее]; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.Ис. 41:17 и след.; 10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.Ис. 49:10; ср. 16 Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:Откр. 7:16; 1 Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.Ис. 55:1; ср. 6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.Откр. 21:6; 17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.Откр. 22:17). Но при этом речь идет не только об удовлетворении плотских потребностей. Вода, к-рую Бог стремится излить на жаждущих, есть не что иное, как Его Дух (3 ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих.Ис. 44:3). Эту живую воду дает Иисус, и тот, кто принял ее, не будет больше страдать от Г. и Ж. (10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.Ин. 4:10-15; 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.Ин. 6:35; 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.Ин. 7:37-39). Неутоленный духовный голод по Божьей правде (6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.Мф. 5:6; 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.Лк. 6:21), по Его слову (11 Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних.Ам. 8:11, 13) и по Самому Богу (3 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!Пс. 41:3; 2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,Пс. 62:2; 6 Простираю к Тебе руки мои; душа моя - к Тебе, как жаждущая земля.Пс. 142:6) однажды будет утолен. Но тот, кто возводит хулу на Господа,лишает хлеба "душу голодную" и отнимает "питье у жаждущего" (6 Ибо невежда говорит глупое, и сердце его помышляет о беззаконном, чтобы действовать лицемерно и произносить хулу на Господа, душу голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего.Ис. 32:6).