Финикия, финикийцы - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Финикия, финикийцы

I. Финикия - страна на побережье Средиземного моря, расп. сев. Кармила, между горами Ливана и Средиземным морем. Эта небольшая страна имела ряд важных порт. городов: Акко, Ахзив, Тир (см. цвет. вклейку 65), Царaат (Сарепта), Сидон, Берит (Бейрут), Библ (см. цвет. вклейку 65, Гевал), Триполис, Арвад и Угарит (Рас-Шамра). Название "Ф." (19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.Деян. 11:19; 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.Деян. 15:3; 2 и, найдя корабль, идущий в Финикию, взошли на него и отплыли.Деян. 21:2) происходит, вероятно, от греч. фойнос - "багряный": так греки называли эту землю и ее народ по главному предмету торговли (пурпуру). В 26 а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.Мк. 7:26 говорится о "сирофиникиянах", чтобы т.о. отличить их от жителей финик. областей в Северной Африке (африк. финикийцев римляне называли "пунами"). II. Для жителей Ф., финикийцев, в Библии нет собират. названия. Как потомки Ханаана, они именуются "хананеями" (19 и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши.Быт. 10:19; 25 будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами?Иов. 40:25; 7 Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать;Ос. 12:7) или названы по их главнейшим городам, прежде всего Сидону (3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф.Суд. 3:3; 6 Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему.Суд. 10:6; 6 итак прикажи нарубить для меня кедров с Ливана; и вот, рабы мои будут вместе с твоими рабами, и я буду давать тебе плату за рабов твоих, какую ты назначишь; ибо ты знаешь, что у нас нет людей, которые умели бы рубить дерева так, как Сидоняне.3 Цар. 5:6; 8 Жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами; свои знатоки были у тебя, Тир; они были у тебя кормчими.Иез. 27:8) и Тиру (8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.Пс. 82:8; 4 Упомяну знающим меня о Рааве* и Вавилоне; вот Филистимляне и Тир с Ефиопиею, - [скажут]: "такой-то родился там". //*О Египте.Пс. 86:4). Предками финикийцев в Библии названы Ханаан и Хам (6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.Быт. 10:6, 15). Если судить по названиям прибрежных городов, то можно предположить, что первонач. они были заселены народом несемит. происхождения. След., семит. окраску финик. культура и религия (Ваал, Астарта, Хананеи, хананеяне, Фаммуз) приобрели в результате последующего смешения с семит. племенами. III. Прибрежное положение финик. городов способствовало развитию торговли. Установлено, что уже во II тысячел. до Р.Х. существовали торг. связи между финик. городами и Египтом. Период наивысшего подъема торговли финикийцев начался ок. 1200 г. до Р.Х., когда внутр. области Палестины были заняты израильтянами, а Сирии - арамеями. (См. цвет. вклейку 66.) Финикийский торговый корабль в египетской гавани. Финикийские торговцы одеты в сирийские одеяния, представлявшие собой кусок ткани, обернутый вокруг туловища. Рисунок с египетской настенной росписи (ок. 1400 г. до Р.Х.). Отдельные финик. города превратились в самостоят. города-государства, их взаимоотношения строились на основе союзничества или же определялись зависимостью меньших городов от более сильных соседей. В ранний период главную роль играл Сидон, позднее его место занял Тир. Располож. на прибрежных островах (Тир, Арвад), города являлись торгово-экономич. центрами, служили складами товаров и перевалочными пунктами. Финик. города готовы были скорее платить дань материковым гос-вам, при условии, что те не будут мешать их торговле, чем вести долгие войны за независимость. В поисках дешевого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании и даже - до британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты (Фарсис) находились в Испании (Тартесс), в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наиб. значение приобрели сев.-африк. колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Финик. флот, посланный фараоном Нехо (Нехао), совершил плавание вокруг Африки. Красочная картина, дающая представление о размахе и многообразии финик. торговли, дана в Иез. 27. От финикийцев греки получили знания о производстве стекла (см. цвет. вклейку 28) и переняли алфавит. Предсказания пророков о грядущем суде над Тиром (Ис. 23; Иез. 26-28) сбылись, когда после периода перс. господства Александр Македонский завоевал и разрушил этот город. Однако вскоре Т. был восстановлен. Тяжелым ударом для финик. торговли впоследствии стало падение и окончат. разрушение Карфагена. В рим. эпоху Ф. входила в провинцию Сирию, финик. область в то время включала в себя и Дор (см. цвет. вклейки 86; 93). IV. В результате того, что внешняя политика финикийцев была ориентирована преимущ. на запад, их отношения с Израилем носили эпизодич. характер, а тер. Ф. находилась вне сферы влияния израильтян. Во времена Давида и Соломона тирский царь Хирам оказывал Израилю эконом. помощь и предоставлял финик. мастеров для строит-ва флота и мореходов для его эксплуатации. Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное полит. значение и оказала пагубное влияние на израил. религию. В Деян Ф. упоминается как земля, через к-рую проходили странники, путь к-рых лежал от Иерусалима до Антиохии (19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.Деян. 11:19; 3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.Деян. 15:3). Для Илии (9 встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя.3 Цар. 17:9), как и для Иисуса (21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.Мф. 15:21), эта область, лежавшая за пределами Израиля, была местом, куда они время от времени уходили в поисках уединения для размышлений и молитвы.