Ефод - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Ефод

Ефод [евр. Эфод]: 1) часть облачения первосвященника, надеваемого при богослужении. Е. изготовляли из двух полотнищ дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона (тонкого крученого льна) и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов. Он покрывал только грудь и спину. Переднее и заднее полотнища соединялись на плечах двумя нарамниками, на каждом из к-рых крепился оправленный в золото камень оникс с именами колен Израилевых (6 и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою.7 У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан.8 И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона.9 И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых:10 шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их;11 чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда12 и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти.13 И сделай гнезда из [чистого] золота;14 и [сделай] две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам [на нарамниках их спереди].Исх. 28:6-14; 2 И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона;3 и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою.4 И сделали у него нарамники связывающие; на обоих концах своих он был связан.5 И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею.6 И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати;7 и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею.Исх. 39:2-7). На Е. золотыми цепочками крепился наперсник, в к-ром находились урим и туммим (30 На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить [во святилище] пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.Исх. 28:30) - два камня, с помощью к-рых испрашивали волю Господа. По-видимому, именно в этой связи упоминается Е. в 6 Когда Авиафар, сын Ахимелеха, прибежал к Давиду [и пошел с ним] в Кеиль, то принес с собою и ефод.7 И донесли Саулу, что Давид пришел в Кеиль, и Саул сказал: Бог предал его в руки мои, ибо он запер себя, войдя в город с воротами и запорами.8 И созвал Саул весь народ на войну, чтоб идти к Кеилю, осадить Давида и людей его.9 Когда узнал Давид, что Саул задумал против него злое, сказал священнику Авиафару: принеси ефод [Господень].10 И сказал Давид: Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня.11 Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет.12 И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут.13 Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход.14 Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах и потом на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его.15 И видел Давид, что Саул вышел искать души его; Давид же был в пустыне Зиф в лесу.16 И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога,17 и сказал ему: не бойся, ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, отец мой, знает это.18 И заключили они между собою завет пред лицем Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой.19 И пришли Зифеи к Саулу в Гиву, говоря: вот, Давид скрывается у нас в неприступных местах, в лесу, на холме Гахила, что направо от Иесимона;20 итак по желанию души твоей, царь, иди; а наше дело будет предать его в руки царя.21 И сказал им Саул: благословенны вы у Господа за то, что пожалели о мне;22 идите, удостоверьтесь еще, разведайте и высмотрите место его, где будет нога его, и кто видел его там, ибо мне говорят, что он очень хитер;23 и высмотрите, и разведайте о всех убежищах, в которых он скрывается, и возвратитесь ко мне с верным известием, и я пойду с вами; и если он в этой земле, я буду искать его во всех тысячах Иудиных.1 Цар. 23:6-23; 7 Но Давид укрепился надеждою на Господа Бога своего, и сказал Давид Авиафару священнику, сыну Ахимелехову: принеси мне ефод. И принес Авиафар ефод к Давиду.1 Цар. 30:7 и след. (Урим и туммим); 2) простой льняной Е. (эфод бад), к-рый принадлежал к облачению прочих священников (18 И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять* мужей, носивших льняной ефод; //*В греческом переводе: триста пять.1 Цар. 22:18). Такой Е. носил юный Самуил (18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.1 Цар. 2:18). В Е. был облачен и Давид, когда перевозил ковчег завета в Иерусалим (14 И послал туда коней и колесницы и много войска. И пришли ночью и окружили город.4 Цар. 6:14); 3) на ассир. клинописных табличках XIX в. до Р.Х. и в угаритских текстах XV в. до Р.Х. упоминается эпаду - одежда, к-рую носили преимущ. женщины; 4) в нек-рых местах Библии Е. упоминается в сочетании с домашними идолами (терафимами) - 5 И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим и посвятил одного из сыновей своих, чтоб он был у него священником.Суд. 17:5; 14 И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак подумайте, что сделать.Суд. 18:14, 17 и след.; 4 Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.Ос. 3:4. В этих случаях речь может идти об одеянии идола и, возм., о самом идоле (27 Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.Суд. 8:27); 5) отец Ханниила, князя из колена Манассии (23 для сынов Иосифовых, для колена сынов Манассииных князь Ханниил, сын Ефода;Чис. 34:23).