Должность - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Должность

Должность I. В ВЗ наряду с общими Д. (напр., главы колен, должностные лица общин, военачальники, цар. чиновники и т.д.) имеются и особые Д. пророка судьи и старейшины. Первые две Д., помимо того, что Бог Сам определяет, кого призвать на них, отличаются еще и тем, что призванные должны обладать особыми дух. дарованиями и полномочиями. Особое положение занимает царь, к-рый тоже может быть причислен к должностным лицам, но, являясь "помазанником Господним", относится к тем, кого Бог наделяет особыми полномочиями. В религ. жизни израильтян со времен Моисея постоянно существуют Д. священника и первосвященника. II. В НЗ Иисус Христос, будучи Первосвященником (14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.Евр. 4:14) и Царем (37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.Ин. 18:37; 19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.Ин. 19:19), учредил в Церкви, к-рая является Его телом (22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,Еф. 1:22 и след.) и Храмом Св. Духа (20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.Еф. 2:20-22), определ. Д. Перевод соответствующего понятия как "Д." проблематичен, поскольку в греч. тексте в большинстве случаев употребляется слово диакониа ("служение"), так что слово "должность" не вполне передает значение того, что имеется в виду. Такой перевод скорее соответствует более поздним церковным структурам, чем является точной передачей смысла. Поэтому лучше говорить о "служении" или "функции" (к-рые не обязат. должны быть твердо закреплены за одним лицом). В этом отношении показательно, что НЗ вообще обходится без общеупотребит. понятий для обозначения религиозных Д., а пользуется нейтральным описанием, чаще всего прибегая именно к слову диакониа. А. НЕОБХОДИМОСТЬ Поскольку Церковь, как тело Христово, "представляет" своего Господа на земле, то ее организац. устройство не может быть представлено на усмотрение ее членов, а должно исходить от ее Главы - Иисуса Христа. В НЗ мы не находим единой и обязат. регламентации на этот счет, а видим значит. многообразие форм (ср., напр., Посл. к коринфянам с Посл. к Тимофею и к Титу). Это не означает, что церк. устройство может быть каким угодно и устанавливаться произвольно (во всяком случае, оно не должно навязываться извне). Критерий оценки внешнего церк. устройства - это, в первую очередь, его соответствие сущности Церкви. Примером здесь может служить стирание национальных и классовых различий "во Христе", о к-ром говорится в 10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,Кол 3:10 и след., а также в 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.Гал. 3:27 и след. как о результате облечения в нового человека. Преграды между людьми устраняются только в вере "во Христа Иисуса" (28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.Гал. 3:28), но наше пребывание "во Христе" должно влиять как на нашу личную жизнь, так и на жизнь Церкви (10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,Кол. 3:10). Вторым мерилом оценки церк. устройства является его способность служить, а не препятствовать, выполнению предназначения Церкви. В зависимости от внешних обстоятельств, здесь могут быть различия, как мы это видим на примере многообразия форм церк. устройства в НЗ. Может случиться, что потребуется изменение тех форм, к-рые когда-то соответствовали назначению Церкви, а теперь устарели. Основополагающим для любой Д. в новозавет. Церкви является принцип всеобщего священства (4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.1 Пет. 2:4-10; 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.Откр. 1:6; 10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.Откр. 5:10; 6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.Откр. 20:6; 7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.1 Кор. 12:7 и след.), ни одна Д. больше не выполняет посреднич. роли между человеком и Богом. Несмотря на это, в соответствии с различ. дарованиями (4 Дары различны, но Дух один и тот же;1 Кор. 12:4) существуют и различные служения. Б. НАЗНАЧЕНИЕ Задача Церкви - распознать это определение Божье (см. выше). Важную роль здесь играют дарования и образ жизни кандидата на церк. Д. (см. 3 а в свое время явил Свое слово в проповеди, вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога, -4 Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего.5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:6 если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.7 Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,9 держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.Тит. 1:3-9; 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.Рим. 12:6-8). След., когда Церковь распознает дарования своего члена и поручает ему какую-то Д., это не противоречит Божьему определению, а является чаще всего конкретным исполнением этого определения. По свидетельству НЗ, распознавание дарований и назначений на Д. может осуществляться Церковью по-разному. В 2 Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их.Деян. 13:2 описан случай, когда община получила указание от Св. Духа во время служения Господу и поста; но Писание не говорит, как именно это произошло. Из 1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.Деян. 6:1-7 мы узнаем предысторию назначения на особую Д. Отправной точкой здесь явились жалобы на неблагополучие в деле помощи нуждающимся. На собрании общины были названы требования к кандидатам (хорошая репутация, исполненность Св. Духом и мудростью), после чего особое руководящее служение было возложено на семерых человек (о диаконах, как нередко называют этих семерых, речь в тексте не идет; здесь говорится об особой руководящей Д. по вопросам внешней организации, к-рая, возм., включала в себя и функции благовестника; 8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.Деян. 6:8 - 53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.Деян. 7:53; 5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.Деян. 8:5 и след.). Эти служители были выбраны общиной (несмотря на присутствие апостолов): "и избрали Стефана..." Они были введены в свою Д. апостолами, к-рые помолились и возложили на них руки, а Господь дал на это Свое благословение. Человеч. участие и назначение Св. Духом здесь не противоречат одно другому, а являются двумя сторонами одного дела. См. также Деян 15, где после значит. разногласий руководители Церкви заявляют: "Ибо угодно Святому Духу и нам..." (ст. 28). Осуществляя свою волю зачастую через человеч. решение, Бог т.о. снисходит к нам. Церковные Д. занимали не только люди, избранные общиной, но также назначенные Павлом и Варнавой (23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.Деян. 14:23 - см. "Церковную историю" Евсевия Кесарийского, где в 3,23 говорится, что ап. Иоанн в Малой Азии "посвятил в духовный сан тех, кто был отмечен к этому Святым Духом"), Титом по поручению Павла (5 Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:Тит. 1:5), пресвитерами (в Синод. пер. - "священством", 14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.1 Тим. 4:14). Пророчество тоже могло играть свою роль (18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,1 Тим. 1:18; 14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.1 Тим. 4:14). В. ФУНКЦИИ В НЗ церк. Д. возникают только по мере увеличения количества членов общин и по мере появления христиан, обладающих необходимыми качествами (особенно это касается церквей, основанных ап. Павлом). Каждая Д. обладает своим авторитетом, но понимается как служение (26 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;Мф. 20:26; 11 Больший из вас да будет вам слуга:Мф. 23:11), но как средство осуществления власти, а как способ "споспешествовать радости" (24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.2 Кор. 1:24). Но лишь принятие этого служения верующими делает действенной благодать, присущую соответствующей Д. (40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;Мф. 10:40 и след.; 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.1 Ин. 1:3), поэтому Павел и настаивает, чтобы его принимали как апостола (11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.2 Кор. 12:11 и след.). Цель служения - готовить к нему каждого из членов Церкви (а не в том, чтобы только обслуживать их), чтобы созидать Церковь, тело Христово, и чтобы каждый мог возрасти "в меру полного возраста Христова" (11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;Еф 4:11-13). Г. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С исполнением церк. служения уже во времена апостолов возникали проблемы вплоть до отпадения (15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.2 Тим. 1:15; 10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.2 Тим. 4:10, 14-16; 9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.3 Ин. 1:9 и след.). Было предсказано и появление лжеучителей (29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;Деян 20:29 и след.; 3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;2 Тим. 4:3; 1 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.2 И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.3 И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет.2 Пет. 2:1-3). Особая ответственность должностных лиц обнаруживается уже в ВЗ (в словах суда над неверными пастырями, напр. Иер. 23; Иез. 34; Зах. 11 - ср. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.Ин. 10:11-14); об этом же говорится и в Евангелиях (напр., 41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, -46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.Лк. 12:41-48 - здесь также ответственность соотносится с мерой доверенного, ст. 48). То же самое подчеркивается в пасторских посланиях (1-2 Тим., Тит.; напр. в 1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.1 Тим. 3:1 и след.) и в 1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,Иак 3:1. Д. КОНКРЕТНЫЕ СЛУЖЕНИЯ (ДОЛЖНОСТИ) В НЗ мы находим различные перечни дарований, к-рым соответствуют служения и функции в Церкви (4 Дары различны, но Дух один и тот же;5 и служения различны, а Господь один и тот же;6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.1 Кор. 12:4-10 - ст. 28). Служения, к-рые можно было бы обозначить как Д. (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри, учителя, см. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,Еф. 4:11), названы в одном ряду с другими дарованиями (28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?1 Кор. 12:28-30), т.е. они не являются исключит. или обязат. во все времена и во всех Церк-вах, что следует и из различий в перечнях. Однако здесь не должно быть другой крайности: отдельные функции не могут быть просто заменены другими (29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.1 Кор. 12:29-31), но требуют наличия ряда таких служений, к-рые ни в коем случае не могут отсутствовать в теле Христовом (будут ли они исполняться несколькими людьми или преимущественно одним лицом). Решающее значение здесь имеет цель (11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.Еф. 4:11-16), а также то, насколько служения и Д. соответствуют сущности Церкви (ср. выше II, А и Деяния апостолов, III). Следует различать служения, к-рые совершаются на уровне местных общин (напр., пресвитеры, диаконы), и такие, сфера действия к-рых выходит за пределы местного уровня (напр., апостол). Нек-рые служения соединяют в себе то и другое (учителя, пророки - 27 В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.Деян. 11:27 и след., благовестники, Д. семерых в Деян. 6-8). Руководство общиной осуществляется коллегиально старейшинами (пресвитерами) или епископами [греч. эпископой, - "блюстители"] (слова "пресвитер" и "епископ" употребляются и как взаимозаменяемые, напр. в 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,Деян. 20:17, 28; в иерусалим. церкви особую роль играли три "столпа", 9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,Гал. 2:9, а позднее "Иаков, брат Господень"). Отдельно слово "епископ" встречается только в т.наз. "зеркале епископа" в 2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,1 Тим. 3:2, слово "старейшина" (пресвитер) - только в 2 Ин. 1 и 3 Ин. 1, где его, однако, следует переводить как "старец" (Старейшины, III,Б). В местной общине были диаконы (1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:Флп. 1:1 - но не в Деян 6), кр. того, древней Церкви были известны и своего рода "специальные уполномоченные", к-рых иногда тоже обозначали как апостолов ("посланников") (посланники: 23 Что касается до Тита, это - мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это - посланники церквей, слава Христова.2 Кор 8:23; 25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,Флп. 2:25; апостолы: 14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:Деян 14:14; 7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.Рим 16:7; ср. 22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,Деян. 15:22). Е. СУЩНОСТЬ Решающее значение имеет тот факт, что истинный Посланник (1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,Евр. 3:1), Пророк (19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.Ин. 4:19), Пастырь (20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа],Евр. 13:20; 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.1 Пет. 2:25), Учитель (2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.Ин. 3:2), Служащий (27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.Лк. 22:27) и Блюститель (25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.1 Пет. 2:25) - это Иисус Христос. Все человеч. служения являются лишь производными и должны быть ориентированы на Него (15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.Ин 13:15 - этот конкретный пример особенно важен для "должностных лиц"). Христос руководит Церковью через имеющиеся в ней служения (19 Приветствовав их, Павел рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.Деян. 21:19; 3 Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.2 Кор. 13:3; 8 [ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников],Гал. 2:8; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.Кол. 1:29). Поэтому человек, исполняющий в церкви какое-то служение, с одной стороны, принадлежит к общине и вместе с ней внемлет Слову Божьему, но он же может стать и тем, через кого Бог обращается к общине (20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.2 Кор. 5:20). Правда, такая возможность потенциально есть у каждого члена общины и не является привилегией лишь занимающих "официальные должности".