Долг, должник - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Долг, должник

Долг, должник: 1) Д. в юридич. значении называется невыполнение обязат-ва, невозвращение занятой вещи или денежной суммы, возникшая задолженность по платежам и т.п. Человек, обяз. вернуть Д., является должником (41 Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят,Лк. 7:41; 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;Мф. 6:12). Обычно считается справедливым погашать Д. Если погашения Д. не происходит или он погашается несвоеврем., кредитору (заимодавцу) приходится прибегать к мерам принуждения. Во времена Иисуса крайней мерой против неисправного должника было заточение в темницу (25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;Мф. 5:25, 26; 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.Мф. 18:34). Чем выше сумма долга, тем сложнее было положение должника (24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;Мф. 18:24 и след.). Но еще ВЗ выступает против ростовщич. эксплуатации и угнетения попавших в нужду, задолжавших соотечественников (1 И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев.2 Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить.3 Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода.4 Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших;5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.6 Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился.7 Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание8 и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа.Неем. 5:1-8; 7 никого не притесняет, должнику возвращает залог его, хищения не производит, хлеб свой дает голодному и нагого покрывает одеждою,Иез. 18:7, 8; Залог). Заимодавец может простить должнику всю сумму Д. или ее часть, руководствуясь великодушием (42 но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?Лк. 7:42 и след.) или расчетом (4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.Лк. 16:4 и след.). Неразумно становиться поручителем за чужие Д. (26 Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:Притч. 22:26). Но Павел был готов полностью принять на себя ответственность за Д. Онисима, с к-рым он подружился, или за причин. им ущерб (Флм. 18 и след.); 2) говоря о том, что должен человек, Библия имеет в виду не только денежные Д. Иисус употребляет выражение "что должны были сделать" в его самом общем смысле (10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.Лк. 17:10). Павел, говоря о Д. верующих, подразумевает и такие обязанности, как уплата налогов и податей, а также правильное поведение по отношению к властям (7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.Рим. 13:7). В 3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.1 Кор. 7:3 подчеркивается, что Д. мужа оказывать жене "должное благорасположение" в браке. Д. и обязанность людей по отношению друг к другу состоит в любви к ближнему (39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;Мф. 22:39; 8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.Рим. 13:8 и след.).