Дар, дарование - Библейская энциклопедия Брокгауза БИБЛИЯ онлайн.

Дар, дарование

Дар, дарование I. ПОНЯТИЕ Важнейший "дар Божий" - это вечная жизнь в Иисусе Христе (10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.Ин. 4:10; 23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.Рим. 6:23). Христос "дал дары человекам" (8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.Еф. 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,Ин. 14:16; 7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,Ин. 16:7; 38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.Деян. 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.Деян. 5:31), веру (8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:Еф. 2:8), любовь (5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.Рим. 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,Гал. 5:22, 23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;Рим. 12:6; 7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.1 Кор. 7:7; 4 Дары различны, но Дух один и тот же;1 Кор. 12:4, 9; 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.Еф. 4:7-16). Относит. 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,Мф. 5:23 и след; 4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.Мф. 8:4 Жертва. II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. исцеления больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В 24 Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии.Чис. 11:24 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.Иоил. 2:28, 29; ср. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;Мк. 16:17). III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.1 Кор. 12:8-10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, "разные языки" и "истолкование языков". А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.1 Кор. 12:7, 11). Они предназначены для взаимного служения и строит-ва Церкви (3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.1 Кор. 14:3-5; 10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.1 Пет. 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа - это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования - это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (4 Дары различны, но Дух один и тот же;1 Кор. 12:4 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.Мф. 28:18). Даже сами Д. и жертвы (3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.1 Кор. 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.1 Кор. 12:7): "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных" (1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.1 Кор. 14:1, 12, 31, 39; 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.Еф. 4:3; 19 Духа не угашайте.1 Фес. 5:19 и след.). Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ Божий Дух нисходит на слабых и немощных (12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.Пс. 50:12 и след.; ср. 9 Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.2 Кор. 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,Гал. 5:22; 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.Еф. 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидет-вуют серьезные наставления, к-рые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2 Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.1 Кор. 12:11; ср. 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.Еф. 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.Рим. 12:3 и след.; 1 Кор. 12; 14). Использовать духовные Д. во время богослужения следует "благопристойно и чинно" (40 только всё должно быть благопристойно и чинно.1 Кор. 14:40), чтобы они были "к назиданию" (26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.1 Кор. 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.1 Кор. 14:29; 20 Пророчества не уничижайте.1 Фес. 5:20 и след.; 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.1 Ин. 4:1). В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ Св. Дух раздает Д. "каждому человеку особо, как Ему угодно" (11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.1 Кор. 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (4 Дары различны, но Дух один и тот же;1 Кор. 12:4, 30), хотя в Библии говорится, что человеку следует "ревновать о дарах больших" (31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.1 Кор. 12:31; 1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.1 Кор. 14:1, 5, 13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.1 Кор. 14:1; ср. 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.Лк. 11:13; 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,Деян. 1:4, 14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св. Духа, очень часто - через возложение рук апостолами (14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.Деян. 8:14-19; 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.Деян. 19:6; 6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение;2 Тим. 1:6), а иногда - через пророчества и возложение рук пресвитерами (14 Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.1 Тим. 4:14 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,Деян. 1:4, 14; 1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.Деян. 2:1-4). Среди Д. более всего ценились "дар языков" и дар пророчества, поэтому именно они служили свидет-вом излияния Св. Духа (4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.Деян. 2:4; 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,Деян. 10:45 и след.; 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.Деян. 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.Мф. 10:1) и были исполнены Св. Духом (22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.Ин. 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,Гал. 5:22 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца "дерзновения" и надежды (6 а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.Евр. 3:6, 14; 11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,Евр. 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,Флп. 3:10, 18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.2 Тим. 1:15; 16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!2 Тим. 4:16; 9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.3 Ин. 1:9 и след.). Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА Существуют различные перечни Д. Духа (см. 6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении;8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.Рим. 12:6-8; 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.1 Кор. 12:8-10; 28 И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.29 Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?30 Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.1 Кор. 12:28-31; 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.Еф. 4:7, 11 и след.; 10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.1 Пет. 4:10 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.1 Кор. 12:8-10 1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам "уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся" (12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;13 будет же это вам для свидетельства.14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.Лк. 21:12-15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее (ст. 14), на вопросы недругов и отвести их обвинения (17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.Лк. 13:17; 6 И не могли отвечать Ему на это.Лк. 14:6; 2 и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию?3 Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне:4 крещение Иоанново с небес было, или от человеков?5 Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему?6 а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк.7 И отвечали: не знаем откуда.8 Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.Лк. 20:2-8, 26, 40; 9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;Деян. 6:9 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.1 Кор. 1:18 и след.); 2) ЗНАНИЕ - это результат действия Св. Духа, к-рое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.1 Кор. 3:10; 6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.2 Кор. 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1 О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.1 Кор. 8:1). Для Павла знание - не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.Гал. 1:16-19). По своей сути, знание - это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря к-рому мы преображаемся в Его образ (18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.2 Кор. 3:18; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,Флп. 3:10; 2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.2 Пет. 1:2 и след.; 18 но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь.2 Пет. 3:18; Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;1 Кор. 13:9, 12). "Когда же настанет совершенное [знание], тогда то, что отчасти, прекратится" (10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.1 Кор. 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.1 Кор. 13:2); (Познание); 3) ВЕРА. Вера - это Д. Божий (9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;1 Кор. 12:9). Такая вера может "переставлять горы" (19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?Мф. 17:19 и след.; 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.1 Кор. 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.Лк. 17:19; ср. 30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.Пс. 17:30), исцеляет больных (16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.Деян. 3:16; 15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.Иак. 5:15; ср. 6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.Иак. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.Деян. 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь24 и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.Деян. 27:20-25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.Мф. 21:22; 23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.Мк. 11:23 и след.; 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.Ин. 5:19 и след.; 12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.Ин. 14:12 и след.; ср. 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.Мф. 8:13; 2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.Мф. 9:2, 22, 29 и т.д.); 4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.Мф. 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: "дары исцелений". Возм., это свидет-вует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. "по своему усмотрению". Последнее слово Бог оставляет за Собой; Исцеление, лечение; 5) ЧУДОТВОРЕНИЕ [греч. энергемата дюнамеон - букв. "действия сил"] (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В 33 Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.Деян. 4:33 словом "сила" [греч. динамис] оценивается свидет-во апостолов, а в 8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.Деян. 6:8 о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об "исполненном силы". В 13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.Деян. 8:13 "силами" названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.2 Кор. 12:12 чудеса называются "признаками апостола"; 6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: Пророчество, Предсказание; 7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.Мф. 24:24); он может даже принимать вид ангела света (14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,2 Кор. 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет "плотью". Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно "книжники" не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.Мк. 3:22-30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, "восстанут лжехристы и лжепророки" (24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.Мф. 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.1 Ин. 2:22; 1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.1 Ин. 4:1-3) и признание Иисуса Господом (3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.1 Кор. 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.1 Кор. 14:29); 8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ Говорение языками; 9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.Деян. 2:4-6, произносилась на "ином" языке, то ее требовалось "истолковать" (перевести) на разговорный язык соответств. общины (5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.1 Кор. 14:5, 13, 27). "Человеческие и ангельские языки" (1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.1 Кор. 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (7 И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.1 Кор. 14:7-11, 14-17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.1 Кор. 12:10; 26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.1 Кор. 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию.1 Кор. 14:26), благодаря к-рому "говорение языками" служит назиданию общины (5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.1 Кор. 14:5, 26).