Беф-Сан

Беф-Сан, город в уделе колена Манассии (11 У Иссахара и Асира принадлежат Манассии Беф-Сан и зависящие от него места, Ивлеам и зависящие от него места, жители Дора и зависящие от него места, жители Ен-Дора и зависящие от него места, жители Фаанаха и зависящие от него места, жители Мегиддона и зависящие от него места, и третья часть Нафефа [с селами его].Нав. 17:11), к-рый израильтянам вначале не удалось завоевать (27 И Манассия не выгнал жителей Бефсана [который есть Скифополь] и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддона и зависящих от него городов; и остались Хананеи жить в земле сей.Суд. 1:27). К моменту смерти Саула Б.-С. принадлежал филистимлянам (10 и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана.1 Цар. 31:10), но во времена Соломона он уже был израильским (12 Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;3 Цар. 4:12). Позже Б.-С. назывался Скифополем (29 Поднявшись оттуда, они устремились на город Скифов, отстоящий от Иерусалима на шестьсот стадий.2 Мак. 12:29 и след.). Но маловероятно, что изменение названия города как-то связано с нападением скифов в VII в. до Р.Х., о к-ром сообщает Геродот. Греч. названия стали даваться евр. городам только столетия спустя. Называемый Скифополем, Б.-С. входил в состав Десятиградия (области десяти городов), где являлся единств. городом, располож. зап. Иордана. Город существовал вплоть до араб. времен, после чего пришел в упадок. Название Б.-С. сохранилось в названии совр. Бейт-Шеана, в то время как древний город располагался на месте руин Телль-эль-Хесн. В результате проведенных на этом месте раскопок было получено множество новых сведений об истории города. Б.-С., бывший во времена правления гиксосов городом-государством, был завоеван Тутмосом III (1490-1436 гг. до Р.Х.) и находился под властью Египта с XV по XIII в. до Р.Х. На месте раскопок были найдены два храма, относящиеся ко времени Тутмоса, один из к-рых был посвящен местному божеству Мекалу (Ваалу Б.-С.); были обнаружены также стела Мекала с выбитым на ней текстом молитвы и великолепное рельефное изображение льва из храма Мекала (XIV в. до Р.Х.; см. ил. стр. 824-826, поздний период бронзового века, слева). На месте Б.-С. были найдены остатки оборонит. сооружений и башня, относящиеся ко времени правления Сети I (1304-1290 гг. до Р.Х.). На стеле фараона упоминаются апиру ("низшие", возм., отсюда - евреи), и из надписи можно заключить, что недалеко от города у египтян произошло столкновение с ними. Рамсес II (1290-1224 гг. до Р.Х.) на месте старых храмов возвел новые, к-рые, как показывают результаты раскопок, действовали вплоть до образования Израильского царства. В одном из храмов стояла стела богини Астарты, или Анат (Антит), о к-рой говорилось: "Антит, владычица небес и предводительница всех богов". Возм., это был тот самый храм, в к-рый, согл. 10 и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана.1 Цар. 31:10, филистимляне положили оружие Саула. Второй храм, как утверждается в отчетах о раскопках, был "домом Дагона", в к-ром филистимляне "воткнули" отрубленную голову израил. царя (10 И положили оружие его в капище богов своих, и голову его воткнули в доме Дагона.1 Пар. 10:10). Добытые археологами данные свидет-вуют о могуществе филистимлян во времена Саула. В этом же археол. слое были обнаружены следы пожара, уничтожившего Б.-С. Вероятно, город был завоеван Давидом, т.к. во времена Соломона Б.-С. уже принадлежал Израилю (12 Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам;3 Цар. 4:12). См. карту на стр. 387; ил. на стр. 663; 960.