Аравия, аравитяне (арабы)

Аравия, аравитяне (арабы). Название А., возм., происходит от евр. арава = пустыня. Тогда слово "аравитяне" означает "жители пустыни или степи", араб. обозначение саркиюн (ср. "сарацины") означает "жители страны востока". I: 1) едва ли библ. название А. можно отождествить с Аравийским полуо-вом. Иногда под аравитянами здесь подразумеваются жители аравы, т.е. люди пустыни (2 Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим.Иер. 3:2; 25 Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных:Иер. 9:25), но чаще - племена на севере, в "Каменистой Аравии" и в Аравийской пустыне. Так Птолемей называет сев. области, в отличие от "Счастливой Аравии", как он обозначает страну на побережье - Йемен. Там расположены города и местности Хавила, Сава, Офир, Хацармавеф, Парваим. 6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши;Пс. 10:6, говоря о дожде из горящих углей, подразумевает самум - обжигающий ветер пустынь, а Исаия, очевидно, имеет в виду мираж в пустыне [араб. сараб; 7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша.Ис. 35:7], говоря: "И превратится призрак вод в озеро"; 2) Библия знает арабов как кочующие племена семит. происхождения (21 Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова.22 Сыны Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам [и Каинан].23 Сыны Арама: Уц, Хул, Гефер и Маш.24 Арфаксад родил [Каинана, Каинан родил] Салу, Сала родил Евера.25 У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брату его: Иоктан.26 Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавефа, Иераха,27 Гадорама, Узала, Диклу,28 Овала, Авимаила, Шеву,29 Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана.30 Поселения их были от Меши до Сефара, горы восточной.Быт. 10:21-30), а также как потомков Измаила (25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.Быт. 37:25; 24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. [Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.]Суд. 8:24; 29 Вот родословие их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам,30 Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема,31 Иетур, Нафиш и Кедма. Это сыновья Измаиловы.32 Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан. [Сыновья Дедановы: Рагуил, Навдеил, Ассуриим, Астусиим и Асомин.]33 Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. Все эти сыновья Хеттуры.1 Пар. 1:29-33; ср. 25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;Гал. 4:25: Агарь аллегорич. означает гору Синай в А.) и сынов Хеттуры (32 Сыновья Хеттуры, наложницы Авраамовой: она родила Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Сыновья Иокшана: Шева и Дедан. [Сыновья Дедановы: Рагуил, Навдеил, Ассуриим, Астусиим и Асомин.]1 Пар. 1:32, 33). Они обозначаются и как "жители востока" (3 Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них;Суд. 6:3; 3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.Иов. 1:3). Большие племена Arabia Petraea, о к-рых повествует Библия, - это амаликитяне, эдомитяне, хорреи, измаильтяне, кедмонеи, кенезеи, сыны Кидара, кенеи, мадианитяне, набатеи (Арета, Наваиоф); 3) древняя А. славилась обилием благовонных растений, золота и драг. камней. "У неприятелей было много золотых серег, потому что они были Измаильтяне" (24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. [Ибо у неприятелей много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.]Суд. 8:24). Царица Савская прибыла к Соломону "с весьма большим богатством" (2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.3 Цар. 10:2). "Все цари Аравийские ... приносили золото и серебро Соломону" - из этого сообщения, однако, не вполне ясно, идет ли речь о подарках или о дани (14 Сверх того, послы и купцы приносили, и все цари Аравийские и начальники областные приносили золото и серебро Соломону.2 Пар. 9:14). Иосафату аравитяне пригоняли мелкий скот (11 А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот.2 Пар. 17:11), их торговые связи простирались до Египта (25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.Быт. 37:25); 4) в полит. отношениях Израиля с А. прежде всего выделяются связи с землей Мадиамской, где в течение 40 лет скрывался Моисей (15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя.Исх. 2:15 и след.). Позднее мадианитяне неоднократно вторгались в Израиль, пока Гедеон не избавил от них страну (Суд. 6-8). В царствование Иорама аравитяне разграбили Иерусалим (16 И возбудил Господь против Иорама дух Филистимлян и Аравитян, сопредельных Ефиоплянам;2 Пар. 21:16 и след.), позднее их разбил Озия (7 И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, живущих в Гур-Ваале, и против Меунитян;2 Пар. 26:7). В предсказаниях пророков также упоминается земля Мадиамская и Кидар (13 Пророчество об Аравии. - В лесу Аравийском ночуйте, караваны Деданские!14 Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих,15 ибо они от мечей бегут, от меча обнаженного и от лука натянутого, и от лютости войны.16 Ибо так сказал мне Господь: еще год, равный году наемничьему, и вся слава Кидарова исчезнет,17 и луков у храбрых сынов Кидара останется немного: так сказал Господь, Бог Израилев.Ис. 21:13-17; 28 О Кидаре и о царствах Асорских, которые поразил Навуходоносор, царь Вавилонский, так говорит Господь: вставайте, выступайте против Кидара, и опустошайте сыновей востока!29 Шатры их и овец их возьмут себе, и покровы их и всю утварь их, и верблюдов их возьмут, и будут кричать им: "ужас отовсюду!"30 Бегите, уходите скорее, сокройтесь в пропасти, жители Асора, говорит Господь, ибо Навуходоносор, царь Вавилонский, сделал решение о вас и составил против вас замысел.31 Вставайте, выступайте против народа мирного, живущего беспечно, говорит Господь; ни дверей, ни запоров нет у него, живут поодиночке.32 Верблюды их [отданы] будут в добычу, и множество стад их - на расхищение; и рассею их по всем ветрам, этих стригущих волосы на висках, и со всех сторон их наведу на них гибель, говорит Господь.33 И будет Асор жилищем шакалов, вечною пустынею; человек не будет жить там, и сын человеческий не будет останавливаться в нем.Иер. 49:28-33; 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.Авв. 3:7). Поход Навуходоносора против арабов датирован в вавил. летописи 599 г. до Р.Х. II. В НЗ упоминаются аравитяне среди прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы (11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?Деян. 2:11). Они, по-видимому, были иудеями из существовавшего в то время царства набатеев, возникшего на месте перс. провинции А. У набатеев побывал Павел, к-рому в Дамаске пришлось иметь дело с наместником Ареты (32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.2 Кор. 11:32; 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.Гал. 1:17). III. Антагонизм между евреями и арабами, исчезнувший после разрушения Иерусалима в 70 г. по Р.Х., возродился в полит., религ. и воен. обл. в XX в., после первой мировой войны, а более всего - с момента основания гос-ва Израиль, что вновь делает актуальными сведения и пророчества ВЗ. IV. Богатство культуры арабов, их лит-ры и иск-ва достойно глубокого изучения. Это полезно и изучающим ВЗ. Рассказы бедуинов помогают почувствовать атмосферу, в к-рой возник ВЗ. Араб. язык также включен в качестве одной из дисциплин в науку о ВЗ.