Ад, преисподняя

Ад, преисподняя I. В Синод. пер. ВЗ словами "ад" и "преисподняя" переведено евр. слово шеол (6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.3 Цар. 2:6; 6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.Иов. 26:6; 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,Пс. 15:10 - "царство мертвых"; 19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя - грешников.Иов. 24:19 - "смерть"), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и нек-рые другие слова (напр., Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в к-ром умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.Откр. 20:13 и след.). II: 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя - понятия тождественные (18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.Ис. 38:18; 14 От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня.Ос. 13:14; 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.Откр. 1:18; 8 И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.Откр. 6:8; 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.Откр. 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (9 Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет,Иов. 7:9; 10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;Пс. 62:10; 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.Ис. 14:15; 18 сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу.Иез. 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их [и домы их и шатры их] и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.Чис. 16:30, 33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (15 И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.1 Цар. 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос "нисходил прежде в преисподние места земли" (9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,1 Пет. 3:19; 6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.1 Пет. 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.Быт. 37:35; 38 Он сказал: не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб.Быт. 42:38; 6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.3 Цар. 2:6; 13 Если бы я и ожидать стал, то преисподняя - дом мой; во тьме постелю я постель мою;14 гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.15 Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.Иов. 17:13-16), четкого разграничения с понятием "царство мертвых" здесь не существует. В шеоле нет "ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.Еккл. 9:10); мертвые молчат (18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.Пс. 30:18) и не славят Господа (6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?Пс. 6:6; 25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;Пс. 113:25; 18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою.Ис. 38:18). Шеол - это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (9 Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их.Ис. 14:9 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.Чис. 16:33; 19 Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя - грешников.Иов. 24:19; 18 Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога.Пс. 9:18; 14 Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.Пс. 48:14 и след.), но и праведники (10 "Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих.Ис. 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;1 Цар. 2:6; 10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,Пс. 15:10; 16 Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.Пс. 48:16; ср. 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.Пс. 72:24; 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней".Дан. 12:13 Воскресение, II, АБ), ибо и шеол открыт для Бога (6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.Иов. 26:6; 11 Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.Притч. 15:11; 2 Хотя бы они зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмет их; хотя бы взошли на небо, и оттуда свергну их.Ам. 9:2), Господь присутствует и там (8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.Пс. 138:8). Только в 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.Лк. 16:22-26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных "великой пропастью", что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают; 2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.Деян. 2:27, 31), распространяется и на подземный мир: Христос - Господь живых и мертвых (9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.Рим. 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.Откр. 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,1 Пет. 3:19; (6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.1 Пет. 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.Лк. 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;Мф. 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (23 Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;Флп. 1:23). Смерть попрана победой Христа (55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?1 Кор. 15:55, 57). В конце времен после всеобщего воскресения царство мертвых опустеет (13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в "озере огненном" (15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.Откр. 20:15; 8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.Откр. 21:8). III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.Мф. 5:22, 29 и след.; 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.Мф. 10:28; 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;32 дополняйте же меру отцов ваших.33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?Мф. 23:15-33; А. может быть обозначен и как тьма, 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.Мф. 8:12; 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;Мф. 22:13; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!Мф. 25:30). А. - это "печь огненная", где будет "плач и скрежет зубов" (42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;Мф. 13:42, 50), это неугасимый, вечный огонь (12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.Мф. 3:12; 8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;Мф. 18:8), где "червь их не умирает и огонь не угасает" (47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,Мк. 9:47 и след.; ср. 24 И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.Ис. 66:24), это "мука вечная" (46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.Мф. 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание дьяволу и его ангелам (41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:Мф. 25:41; ср. 20 И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою;Откр. 19:20; 10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.Откр. 20:10, 15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,Еф. 2:2; 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.Еф. 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.