Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
ЭКЗЕГЕЗА (от греч. exhghsij - толкование, объяснение), толкование текста Священного Писания. В литературе термин экзегеза нередко употребляется как синоним термина экзегетика, хотя в строгом смысле слова они не являются тождественными.

Необходимость экзегезы и ее методы

В своей центральной, керигматической основе Священное Писание доступно каждому. Однако, будучи сложным полисемантическим "организмом", Библия для более глубокого ее понимания нуждается в пояснениях. Эта необходимость обусловлена множеством факторов: и неоднозначностью библейских средств выражения, и дистанцией (культурной, хронологической), которая отделяет священно писателей от их читателей, и наличием внутри Библии различных оттенков Предания. Поскольку Священное Писание создано в лоне Церкви, Церковью и для Церкви (как Ветхий Завет, так и Новый Завет), православное сознание отдает приоритет истолкования самой Церкви, особенно в тех случаях, когда речь идет о вероучительных истинах.

Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности священных авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от экзегезы учета того исторического фона и "жизненного контекста", с которыми связаны библейские книги, а также филологических исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли священных авторов. Отсюда важность для экзегезы исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции священных книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, папирологии, эпиграфики, изучения Древнего Востока и античности).

Священное Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозаветное, а затем новозаветное). Следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христианского церковного учения. Христианская экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь буквальный смысл текста и объяснить его с точки зрения древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов экзегезы раскрывается духовное богатство Писания в его многогранная полнота.

Определенное место в экзегезе занимает сравнительно-литературное, сравнительно-религиозное и сравнительно-филологическое изучение Библии.

Библ. экзегеза носит двуединый характер. С одной стороны, она изучает Писание как исторический и литературный памятник, а с другой - как боговдохновенное Слово, как Откровение. Каждый из двух аспектов требует собственного подхода. Вместе же они дают целостный экзегетический синтез.

Этапы и направления экзегезы

Начало экзегезы прослеживается уже в дохристианское время. Многие законы Пятикнижия представляют собой истолкование и раскрытие заповедей Декалога. В Псалтири содержится своего рода молитвенно-литургический комментарий к Пятикнижию, Историческим книгам и мудрецов Писания. Иудейское толкование Библии междузаветного периода шло в двух направлениях: в плане законнической галахи и в плане этико-богословском.

Евангельская проповедь - как Самого Христа Спасителя, так и апостолов - содержит объяснение Ветхого Завета в свете нового Откровения.

Христианская экзегеза при своем возникновении заимствовала некоторые приемы, выработанные в античных толкованиях древних текстов и в иудейской экзегезе. Впоследствии, в Новое время, она пользовалась методами различных школ в историографии, литературоведении, философии, языкознании. Экзегеза прошла несколько этапов и породила ряд направлений, как ортодоксальных, так и отступающих от церковной точки зрения.

а) Святоотеческая экзегеза (обычно датируется 1-5 вв.) разрабатывала основные методы толкования, ставя в центре духовно-нравственный и вероучительный смысл Библии.

б) Византийская экзегеза (6-15 вв.) следовала в основном за экзегетами святоотеческих школ. Тропологический характер носила экзегеза византийских подвижников.

в) Средне-вековая западная экзегеза (6-11 вв.), подобно византийской, как правило, не выходила за рамки святоотеческой традиции.

г) Средне-вековая католическая экзегеза (12-15 вв.), включая схоластическую средне-вековую экзегезу, создавала святоотеческие катены, разрабатывала учение о полисемантизме Писания и о его мистической интерпретации.

д) Католическая экзегеза ренессансной библеистики (15-16 вв.) продолжила филологические исследования Библии, начатые св. отцами, и ставила акцент на этическом толковании.

е) Протестантская экзегеза классического периода Реформации (16 в.) подчиняла толкование конфессионально-полемическим задачам, проводила различие между «внешним» и «внутренним» словом в Писании.

ж) Православная экзегеза Hoвoгo времени, главным образом русская библеистика (18-20 вв.), шла по пути синтеза историко-критического и нравственно-догматического толкования.

з) Католическая экзегеза Нового времени (17-20 вв.) прошла два этапа. Первый (до 20 в.) характеризовался попытками привлечения критических методов для толкования и борьбой против них церковного магистериума; второй (20 в.) отмечен рецепцией этих методов при сохранении католической богословской ортодоксальности.

и) Протестантские неортодоксальные направления экзегезы (16-20 вв.) включали социнианскую экзегезу, толкования, связанные с рационализмом в библеистике, учениями Канта И., Гегеля, экзистенциальной философией и др. доктринами. Либерально-протестантская.

к) Протестантская ортодоксальная экзегеза (16-20 вв.) характеризуется множеством оттенков: от принятия библейской критики до полного ее отрицания.

Кроме того, особые формы библейской экзегезы сложились в рамках сект, во внехристианских учениях и, наконец, во внерелигиозной науке, рассматривающей Библию только как исторический памятник


Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня.