Хорошо, что делаются вещи, которые служат человеку.

Но не хорошо, если человек становится мусорницей для вещей.

Антуан де Сент-Экзюпери


До грехопадения человек был властелином природы, не нуждаясь в вещах. Благоприятный климат Эдема, кротость животных – все это делало излишним использование материальных предметов «венцом творения». С приходом в мир греха, появилась первая потребность, потребность в одежде: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». (Быт. 3:7). Впоследствии изгнанные из рая праотцы вынуждены были возделывать землю, для чего им понадобились орудия труда. За изменением погодных условий «холод и зной, лето и зима» (Быт. 8:22) последовало изготовление жилищ. С развитием человечества появились материальные подтверждения научно-технического прогресса, произведения искусства. И сегодня любой из нас буквально окружен вещами: от машины, в которой он ездит, до телефона, которым пользуется. Но так ли безобидно обилие вещей в нашей жизни? К чему призывает нас Писание? В Первом послании Тимофею апостол Павел говорит о необходимости довольствоваться малым: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6:8). Конечно, это удел избранных. И современная Церковь вовсе не призывает человека жить, «не имея двух одежд». Но как часто случается, что некто, имея какую-то вещь, желает приобрести более лучшую из прихоти и тщеславия. Как часто одежда покупается, потому что это «последний писк», а не насущная необходимость, гаджет – потому что это «продвинутая модель», а не средство общения. Подобное отношение преподобный авва Дорофей называл нехранением совести по отношению к вещам. Совести, которая является голосом Ангела-хранителя в нашем сердце.

Однако случается, что вещь и вовсе перестает занимать периферийное место и претендует на главенствующую роль в нашей жизни. Подобные примеры известны благодаря художественной литературе. Это и «маленький человек» Акакий Акакиевич, который буквально стал рабом своей шинели, и чеховский Николай Иваныч, для которого средоточием всех жизненных интересов было приобретение домика с крыжовником. Между тем, в Евангелии сказано: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12:34) Поэтому следует всячески подвизаться против привязанности к вещам, дабы малое и тварное не заменяло место Творца и Владыки. Иначе, привязанные к миру вещей, мы рискуем разминуться с Истиной, не встретить Бога в своей жизни. А кто, по слову святых, не встретил Господа на земле, как узнает Его на Небе?

Автор: Юлия Ростовцева





Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

18 сент. 2020