«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». (1Кор.8:8)Идет Великий пост, который помимо духовных аскез, подразумевает также и конкретные телесные ограничения, прежде всего, в еде. И сейчас вполне уместно поговорить о том, что в нашем обществе все более популярной становится идея осознанного вегетарианства. Давайте разберемся, насколько такое представление о пище приемлемо в жизни христианина? И почему Православная Церковь в определенных ситуациях имеет довольно жесткую позицию по отношению к такому, казалось бы, безобидному явлению?Стоит сразу уточнить, что речь здесь пойдет о диете, исключающей употребление мяса, но допускающей молочные продукты, яйца, мед. Более строгие формы, такие как веганство и сыроедение, мы рассматривать не будем. Большей частью медицинского сообщества они признаются как психические расстройства, влекущие за собой тяжелые последствия для организма. А потому нет и смысла об этом говорить. Итак, классическое вегетарианство при сбалансированном рационе в тех климатических зонах, где оно более или менее возможно – вещь для нашего здоровья совсем даже неплохая. А с учетом того, что в православном календаре половина дней в году вообще постные, кажется, что ничего дурного в приверженности такой культуры питания для христиан нет.Но есть один важный момент, который надо четко осознавать – а какой мотив движет нами, если мы решаем полностью отказаться от мясной пищи? Доброе дело является истинно таковым, когда в его основании находится благое намерение. Если же этого нет, любое предприятие, каким бы радужным оно не выглядело, может принести дурные плоды.Когда отказываются от мяса из-за брезгливости – это прямое пренебрежение дарами Бога, что есть, по сути своей, ересь. Ведь, после изгнания из рая, Господь заповедует людям: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Бытие 9:2-3). Исключать потребление мясных продуктов под влиянием восточных религиозных веяний – это тем паче ересь, так как, в конечном счете, приводит к увлечению полуоккультными практиками и, как следствие, полному отпадению от Церкви Христовой. Но если мы решаем не вкушать мясную пищу из-за жалости к братьям нашим меньшим - это уже другой взгляд на вопрос, который вполне имеет право на существование. Главное при этом не забывать о сочувствии и к людям вокруг. Также, ограничивая себя в еде ради усмирения телесных страстей, как это делают православные монахи, никакого урона душе мы не наносим. Единственно, важно не впадать в гордость и не кривить губы, когда кто-то рядом решает съесть бутерброд с колбасой. Итак, мы можем сделать определенный вывод – вегетарианство само по себе не подразумевает чего-то «дьявольского». Но надо сознавать, какие здесь мотивы, ведь подвох может крыться именно в этом. И в завершение - всем нам важно помнить одну простую мысль, сказанную Иисусом Христом: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Господь говорит о духовной грязи - безнравственной речи и таких же поступках. Вот этого нам надо избегать в своей жизни, а пищевые пристрастия остаются делом второстепенным. Автор Елизавета Захарова