Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам зычный перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благовесте ветра хмельная весна.Сергей Есенин «Троица»Изображение: https://lh5.googleusercontent.com/nqmYAOHFrYFEFDnGmE1HuxBHyp6XN9_YgcP55atSdk668j1a4fRBzB1CB2K42Hwz69DRhLs2NHcMxRWgDcXyAGe1mqWlW34WLCFm5RWDX74kv3kPUCx6WTrPIJVV5ivY-F3bIBVYFj0OHvMKpw12 июня Святая Церковь отмечает один из главных двунадесятых праздников – Пятидесятница, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день после воскресения Христа апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что мы знаем о Святом Духе?Праздник Пятидесятницы считается Днем Рождения Церкви. Но почему? Церковь – это не просто собрание верных, а полноценный организм, в котором струится жизнь Христова. Именно этот организм, как говорит апостол Павел, созидается Святым Духом: «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор 12:12-13). Но кто это – Святой Дух? В Священном Писании о Святом Духе много раз говорится как о Личности, которая проявляет волю, оскорбляется нашими грехами и прямо говорит о себе «Я»: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян 13:2).Сегодня мы уже имеем представление о Троице, но до середины II века не существовало даже такого понятия. Оно просто не было нужно, так как сознанию верующего человека хватало одной евангельской фразы «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11), что и было фундаментом веры. Но с появлением новых христианских общин начало увеличиваться и количество ересей, поэтому перед богословами того времени стал вопрос: как сочетать учение о Едином Боге с учением о божественности Христа и Святого Духа? На помощь пришла философия. Появилось понятие «Троица», но тут же первые христианские писатели, например, Иустин Философ, Тертуллиан, Ириней Лионский, соскользнули в другом направлении. Они начали утверждать, что Сын и Дух, хоть и обладают Божественностью, но по отношению к Отцу занимают подчиненное положение. Тут ключевую роль в формировании догмата о Троице сыграли святители, называемые нами столпами Церкви. Это Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Они перестали связывать Сына и Духа с творением мира и начали рассматривать Их не как подчиненные «орудия» Отца, а как равные по силе, достоинству и чести Личности. Кроме того, они совершили настоящую революцию в учении Церкви и ввели в богословие два философских термина, которые ранее не использовались: греческие «ὑπόστᾰσις» (основа, ипостасис) и «οὐσία» (сущность, усиа). Святые отцы заложили в эти слова другие понятия. Ипостась – конкретный, неповторимый, живой или неживой объект. Сущность – некий комплект качеств, присущих этому объекту и делающих его таковым. Благодаря великим богословам мы наконец-то смогли, насколько возможно, понять границы учения о Троице. Отец, Сын, Святой Дух – три вечные, всемогущие, бесконечные Ипостаси, реальные и одновременно с этим отличающиеся друг от друга, но имеющие единую Божественную Сущность. Каждое Лицо Троицы обладает равным Божественным достоинством, ничем не возвышаясь и не умаляясь Одно перед Другим. В житии епископа и богослова IV века блаженного Августина есть эпизод, описывающий как он, прогуливаясь по берегу моря, размышлял над тайной Святой Троицы. Он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал в нее раковиной воду из моря. Епископ заговорил с мальчиком и спросил, зачем он это делает. Тот ответил, что собирается перечерпать в ямку все море. Августин с умилением стал объяснять, что это невозможно, но получил просто удивительный ответ: «Как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?». Богослов смутился, а мальчик куда-то исчез. Этот случай ярко иллюстрирует то благоговение, с которым все мы должны относиться к учению о Святой Троице. И возможно сегодня наступил тот самый день, когда для нашего сердца, души и разума будет открыта невместимая истина о Триедином Боге. Разве вправе мы упустить из виду такой момент?Автор: Виктория Колтыга