yandex

Святая блаженная Ксения – покровительница Санкт-Петербурга

«Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием» Тропарь. Глас 7

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1823123/8384634f-83f8-477e-b186-c3f059cdf43b/s375

«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Господом». (1Кор.3:18)

В этих удивительных словах святого апостола Павла кроется глубочайшая мудрость и истина. В истории церкви мы неоднократно встречаем людей, которые, стремясь быть мудрыми в очах Божиих, становились безумными для мира сего. Таких людей, принимавших на себя вид безумных, называют юродивыми Христа ради. Этот подвиг получил распространение в Византии, начиная с VI века, а на Руси с ХIV века. Юродивые подвергались гонениям, насмешкам и даже преследованиям, но никто не знал всю глубину их подвига, например, о том, что ночи они проводили в сугубых молитвах и трудах.

За такую самоотверженную жизнь Господь наделял их духовными дарованиями: даром пророчества и прозорливости. Они приобретали истинную свободу и творили настоящие чудеса. На Руси юродивых Христа ради всегда особо почитал и любил богобоязненный народ. Одной из таких святых является святая блаженная Ксения Петербургская. В кондаке службы о ней сказано: «…Ты бо еси граду сему похвала и утверждение», что свидетельствует о её великом почитании в Санкт-Петербурге и за его пределами.

О святой блаженной Ксении известно, что она родилась в первой половине XVIII столетия (приблизительно между 1719 и 1730 годами) от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила со своим супругом в городе Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути: Андрей Феодорович внезапно скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Это неожиданное событие так сильно потрясло Ксению Григорьевну, что она отрешилась от всего земного, и приняла на себя вид человека, лишившегося рассудка. Когда в день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла провожать его гроб, родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Феодоровича помрачила ее сознание, весьма сожалея о ней. Ксения же, утешая их, говорила: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». Впоследствии святая никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Так началось ее многолетнее скитание по улицам Петербурга. Дом, в котором они жили, Ксения решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, а имущество свое раздать бедным. Деньги блаженная отнесла в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении».

Родные Ксении настолько были напуганы её поведением, что даже подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Целыми днями бродила она по Петербургу, и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Только однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

К странностям блаженной довольно скоро привыкли. Ей даже стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять на что-то другое свои лохмотья. Она всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Возможно, что это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), причём тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения иногда заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах.

Позднее, когда блаженная стала почитаться за прозорливицу, многие торговцы, извозчики старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо. Матери, завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми с просьбой благословить или только погладить ребенка по голове, убежденные, что одно прикосновение блаженной исцелит его.

Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но даже местная полиция, для которой местонахождение блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Выяснилось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Однажды рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, недоумевая, откуда берется кирпич. Наконец они решили разузнать, кто мог быть этот неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

Проводя такой образ жизни, святая Ксения, подобно другим юродивым Христа ради, боролась не только с грехами других людей, но в первую очередь вела невидимую брань с грехом, который мог погубить её собственную душу – с гордыней. Поскольку подвиг юродства, как никакой другой способствует развитию в душе подвижника добродетели смирения, иначе бы юродивые не смогли сносить выпадавшие на их долю скорби.

В акафисте святой упоминается случай, когда блаженная Ксения позаботилась о благе и спасении еще не родившегося младенца. Пришла она как-то к своей знакомой Параскеве Антоновой, и говорит: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!» Параскева была весьма смущена этой нелепицей, однако послушалась блаженную и пошла. У самого кладбища увидела она толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто это женщина и где ее родственники, но безуспешно. Увидев в случившемся перст Божий, Параскева взяла мальчика к себе, усыновила и воспитала в благочестии. Сын ее до глубокой старости содержал свою мать и весьма почитал ее. Параскева же до конца жизни благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на воспитание сына.

Так блаженная подвизалась в подвиге юродства около 45-и лет, поэтому можно утверждать, что она отошла ко Господу в самом начале девятнадцатого века. Погребена была святая угодница Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время помогала строить церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня.

Еще во время земной жизни и на протяжении последующих XIX-XX веков блаженную Ксению почитали скорой помощницей и чудотворицей. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.

Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас!

Автор Сарра Биллер

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

06 февр. 2020