«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». (Иак. 1:19-1:20) Все мы знаем слова римского драматурга Теренция о том, что «сколько людей – столько мнений». И отстаивать свое мнение нам приходится постоянно. Для многих людей – политиков, юристов, учёных – дискуссии и полемика стали частью профессии, и ход таких обсуждений жёстко регулируется системой правил.В обычной жизни сами участники спора решают, насколько доброжелательным и продуктивным будет их общение. Уговаривать и убеждать родных, договариваться с другими людьми приходится ежедневно, однако не всегда это приносит желаемый результат. Зачастую, напротив, приводит к конфликтам.И, конечно, очень многие люди спорят и в социальных сетях, и на тематических форумах. Такие споры ведутся в присутствии других заинтересованных пользователей, активно включающихся в обсуждение. Острые темы вызывают сильные эмоции, желание доказать свою правоту растёт, аргументы заменяются обвинениями, обвинения подкрепляются оскорблениями. Пользователи делятся на сторонников и противников, а особо резонансные сетевые препирательства так и называются – холивары, от англ. «holy war» - священная война.По данным ВЦИОМ от 2018 г., профили в социальных сетях имеют 62% россиян, около половины (45%) совершеннолетних пользователей заходят в них ежедневно. Что же будет, если все эти люди разобьются на «своих» и «чужих», и будут виртуально выяснять отношения, выплескивая излишки накопленной злости в своей реальной жизни? «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то́; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». (Мк. 3:24-25).Зачем вообще спорить? Чтобы говорить или чтобы слышать? Чтобы чувствовать свое превосходство или чтобы понимать других? Или чтобы найти истину? Слова о том, что истина рождается в споре, приписываются древнегреческому мыслителю Сократу. Как же достичь истины в споре, когда так хочется дать волю своему самолюбию и раздражению, доказывать, опровергать и задевать оппонента? Преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин) писал: «Спорить не нужно, так как через спор выходят иногда большие неприятности. Сказано: тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и спорливых Бог смиряет. Укорять надо только себя, а не ближнего за свои недостатки».Может, движение к истине начинается в том споре, где участникам важнее не собственная правота, логика и аргументы, а уважение и внимание к собеседнику?Автор Шаронова Анна