Прейскурант или рекомендуемые пожертвования?

«...честолюбие делает многих готовыми к расточительности; но где подаяние не видно, там и тратят неохотно».

Святитель Григорий Богослов

требы 1.jpg

Неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что околоцерковные люди обвиняют христиан в торговле святыней, еще и апеллируя тем, что сам Христос выгонял торговцев из Храма: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:13-16).

По большей части, люди, не сведущие в данном вопросе, стараются уйти от ответа. Но прежде чем отдать свою душу на растерзание нечистым помыслам, может, стоит разобраться в этом вопросе?

Теперь немного об истории. Так называемые «цены на требы» были установлены в годы правления советской власти. Это делалось для того, чтобы поспособствовать скорейшему развалу Церкви изнутри. Новоявленные атеисты, стоящие у «руля управления» из числа «вчерашних прихожан», отлично знали, что установление ценника противно духу Церкви и, по их мнению, должно было привести к ропоту прихожан и массовому сокращению прихода. Несмотря на давление власти, некоторые священники были категорически против таких нововведений. Например, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) снимал с прихода и лишал сана священников, устанавливавших цены на требы. Хотя в большинстве Храмов, дабы избежать большего зла (закрытие Храма или еще хуже – его разрушения), прейскуранты все-таки вешались.

Сегодня увидеть «ценник на требы» в Храме большая редкость, хотя и не полностью искорененная «традиция». Митрополит Илларион в одном из интервью разъяснил жесткую позицию патриарха Кирилла по этому поводу: «Я хотел бы, прежде всего, разъяснить то, что уже неоднократно разъяснял Святейший Патриарх и его официальные представители. У нас нет цен на требы. Если вы придете в храм и скажете: я хочу крестить ребенка, но мне нечем заплатить, — священник обязан крестить вашего ребенка, не требуя с вас никаких денег. Если он вам в этом откажет, это достаточный повод обратиться с жалобой к правящему архиерею епархии. Если архиерей распространяет какие-то прейскуранты, это идет вразрез с общецерковной позицией, неоднократно выраженной Патриархом, который подчеркивал, что в Церкви не может быть никаких прейскурантов — ни на крещение, ни на венчание, ни на другие таинства или обряды, ни на так называемые требы, будь то молебны, поминовения и так далее. В Церкви существует понятие «рекомендуемое пожертвование». Это означает, что человек приходит и говорит, мол, я хочу крестить ребенка, сколько это стоит, ему должны ответить: нисколько. Тогда человек обычно спрашивает: я все-таки хотел бы пожертвовать сколько-то, вы мне подскажите, потому что я не знаю. И ему могут подсказать, что обычно пожертвование составляет такую-то сумму. Но никаких прейскурантов в Церкви быть не должно».

Разговор о «рекомендуемой сумме пожертвования» более приятен на слух, даже самым ярым противникам храмовых «поборов». Но о поборах ли речь? Были времена, когда вносили десятину от своего заработка, сегодня этот опыт тоже был бы полезен. Тогда бы священники не ломали голову о том, на что ремонтировать Храм и благоустраивать территорию вокруг, на что закупать утварь и чем рассчитываться с рабочими. Все эти необходимые вещи, требуют нашего материального вмешательства.

Так что прежде чем пустить в свою душу сомнения на эту тему, попробуйте разобраться в вопросе с исторической, духовной и чисто человеческой точек зрения.

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

22 нояб. 2019