“Вразуми нас, Господи, доброе, мягкое, кротчайшее сердце иметь. Иосиф не мстил братьям. Он мог бы и в тюрьму их посадить, мог бы и издеваться над ними. Все простил от чистого сердца. И нам, Господи, дай сердце доброе – всех прощать. Прощением победим мы врага. А таить злобу будем – будем слуги не Бога, а слуги диавола. Да сохранит нас всех от этого Господь! Учитесь добрым примерам святой жизни”. Схиархимандрит Зосима (Сокур)Вначале Страстной Седмицы, по сложившейся традиции церковного устава, вспоминаются ветхозаветные прообразы Иисуса Христа. Так, в Великий Понедельник православная церковь вспоминает историю Иосифа Прекрасного, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова, который, подобно Спасителю, был предан и продан в рабство за 20 сребренников, а его страдания прообразуют Страсти Христовы. О жизни праведного Иосифа Прекрасного повествуется в книге Бытия (Быт. 37 - 50). Святой праведный Иосиф Прекрасный был сыном ветхозаветного патриарха Иакова, жившего ещё в XVII веке до Рождества Христова. Старшие братья (сыновья Лии) завидовали Иосифу, так как отец любил его больше остальных своих сыновей, но также и боялись его, потому что он часто рассказывал им о своих снах-откровениях, предвещавших его будущее величие: то поклонялись ему одиннадцать звезд на небе, то луна и солнце, то колосья поклонялись ему. Именно из зависти братья и решили убить святого праведного Иосифа. В этом Иосиф Прекрасный также прообразует Господа Иисуса Христа, поскольку фарисеи и книжники зависти ради хотели убить Его. Зависть – матерь всех пороков. Однажды, когда братья долго не появлялись домой, отец их Иаков встревожился, почему долго известий нет от них, и послал Иосифа в пустыню разыскать братьев своих – здоровы ли они, все ли благополучно со стадами скота? Иосиф нашел братьев, пасущих скот. И они, увидев издалека, узнали его. И здесь диавол, как в Иуду Искариота вселился, так и в них вселился. Решили они расправиться с братом: «Что, мы поклоняться ему будем? Что это, отец с матерью будут ему поклоняться? А он над нами будет властвовать? Не будет этого!». И когда с улыбкой приветливой юноша Иосиф приблизился к братьям, они злобно накинулись на него, как звери, и хотели убить его. Взмолился Иосиф: «Братья! Я же вам плохого ничего не сделал! Я с радостью от отца пришел к вам!» Но такое у них было жестокое, завистливое, неистовое сердце, что они задумали погубить его немедленно. Но тут старший брат сказал: «Не будем проливать крови брата нашего. Лучше мы его бросим в ров, пусть он естественной смертью умрет». Сняли с Иосифа одежду и нагим бросили его, юного, в ров глубокий, большой – чтобы он там умер голодной смертью. Тяжкие страдания перенес юноша. А братья думали: «Как мы скажем отцу, куда делся Иосиф?» И решили зарезать козленка, одежду Иосифа вымазать его кровью и сказать отцу: «Вот мы в пустыне нашли одежду. Признали, что это одежда брата нашего, юного Иосифа. Наверное, шакалы или волки растерзали его, и он погиб в пустыне». Так они и поступили.В этот момент караван купеческий верблюжий двигался медленно через пустыню. Купцы направлялись в далекий Египет. Братья решили: «А чего он будет пропадать, погибать? Лучше мы продадим его в рабство, еще и деньги за него возьмем! Его увезут в далекую египетскую страну, и никто о нем не узнает». Вытащили из рва Иосифа, подошли к купцам. Те увидели юношу прекрасного и дали довольно денег братьям, погрузили его на верблюда и повезли далеко от дома отчего, от отчизны, от семьи, от его любимых братьев и отца с матерью.Возвратились братья к Иакову в дом печальные, с притворными слезами. Сказали ему: «Отец! Прости! Такое горе тяжкое свершилось! Нет больше сына твоего, юного Иосифа. Увидели мы в пустыне только одежду его окровавленную и привезли ее тебе».«Горько и неутешно плакаше, – как сегодня говорят нам священные песнопения, – Иаков о лишении Иосифове», о том, что уже никогда не увидит любимого сына своего. И эта неутешная горькая скорбь стрелой поразила отчаянием сердце Иакова престарелого. На этом заканчивается первая часть жития праведного Иосифа Прекрасного.После этого в Египте праведный Иосиф был продан Потифару, начальнику царской охраны и, благодаря своему проницательному уму и добродетельной жизни, заслужил доверие своего господина.На основании исторических данных можно предположить, что Иосиф прибыл в Египет в то самое время, когда там правили гиксосы. Гиксосы захватили власть в Египте примерно в 1786 г. до Р. Х. и 200 с лишним лет ставили фараонов из своих соплеменников. Это кочевые воинствующие племена, в основном аморреев по происхождению, из Аравии, Ханаана и Сирии. Аморреи были потомками Ханаана, сына Хама. Вероятно, Иосифа принял один из фараонов, происходивших из народа гиксосов. Занятия обоих народов были схожи — и аморреи и семиты были кочевыми народами и занимались скотоводством. Напротив, занятием египтян было земледелие. Они смотрели на семитов как на нечистых, и весьма пренебрежительно относились к их занятию. Это может служить ещё одним объяснением тому факту, что Иосиф, семит по происхождению, так быстро обрёл благоволение в очах фараона. Святой Иосиф был от природы удивительно красив, и жена Потифара хотела принудить его к прелюбодеянию. Но целомудренный юноша отверг соблазн. От злобы и стыда жена Потифара оклеветала праведного Иосифа перед мужем, будто юноша хотел осквернить ее. Поверив этой лжи, Потифар заточил невинного страдальца в темницу. Находясь в темнице, святой Иосиф Прекрасный прославился мудрым толкованием снов. Но все испытания Иосиф старался переносить смиренно, не оправдываться, зная, что придет время и Бог оправдает, и возвысит невинно страждущего человека. В тюрьме с ним находились за свои провинности фараоновы хлебодар и виночерпий. И снятся им сны интересные, загадочные, которые отгадал им Иосиф полностью. Одному он сказал, что тот погибнет, второму сказал, что он будет прощен, оправдан и много лет проведет при дворе фараона, что и случилось. Только просил его Иосиф: «Когда придет время твоей славы, замолви обо мне словечко. Ведь я совершенно невинно томлюсь в этой тюремной камере».Позднее, разгадав сны фараона, предсказывавшие приближение голодных лет и несчастий для Египта, праведный Иосиф был освобожден и стал первым сановником Египта. В Священном Писании об этом повествуется так: «И казал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя. И сказал фараон Иосифу; вот, я поставляю тебя над всею землёю Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землёю Египетскою».В то время, когда на родине праведного Иосифа в Палестине наступил голод, святой Иосиф Прекрасный помог переселиться своему отцу Иакову со всем его родом в Египет, не отвечая злом на зло, а великодушно простив согрешения своих старших братьев, предавших его. Перед самой своей кончиной праведный Иосиф завещал перенести его кости из Египта в землю обетованную, что и было исполнено при святом пророке Моисее , за 1496 лет до Рождества Христова. Через своих сыновей Манассию и Ефрема святой Иосиф Прекрасный положил начало двум коленам Израильским.На таких чудных примерах из книг Ветхого Завета нам необходимо учиться кротости, великодушию и чистоте жизни. Праведный Иосиф Прекрасный своими невинными страданиями и своим терпением смог победить врага. Источники:https://days.pravoslavie.ru/Life/life744.htmhttps://www.pravmir.ru/iosif-prekrasnyj-i-proklyataya-smokovnica-2/http://www.hram-ks.ru/vpost_Strastn1.shtmlhttp://zosima-nikolskoe.ru/?chapter=sermons&sermon...