Самсон-назорей… Первая ассоциация, которая приходит нам на ум, когда мы вспоминаем о данном ветхозаветном персонаже – это, конечно же, его небывалая, легендарная мощь. Для множества людей, знакомящихся с библейской историей, Самсон предстает в виде настоящего героя – своего рода Геракла, только не в границах античности, а в рамках иной, христианской культуры. Между тем, в 11 главе Послания к евреям апостол Павел прославляет судью израильского отнюдь не за воинскую доблесть и телесную силу, а за подвиги духовные, главное место среди которых отведено вере. На протяжение эпох образ силача из племени Данова привлекал внимание различных деятелей искусства. В 1640-х годах к теме обращается величайший представитель мировой словесности – Джон Мильтон. В образе Самсона, о котором говорится в 13-16 главах Книги Судей, христианский мыслитель Мильтон воссоздает поистине титаническую личность, способную на подвиги самоотвержения и покаянные слезы. Обманутый своей женой филистимлянкой Далилой, Самсон, несмотря на бывалую мощь, попадает в руки врагов. Враги народа израильского, узнав посредством коварства Далилы, что вся сила заключается в волосах назорея, обрезают ему косы и выкалывают глаза. В толкованиях на Книгу Исход Максима Исповедника есть удивительные строки, соединяющие воедино символ премудрости с символикой семи кос судьи израильского: «Имя “Самсон” переводится как “солнце”, а “Далила” – как «делающая нищим». Упал же Самсон на бедро Далилы, то есть на страстный член удовольствия, и обнищал озарявшей его добродетелью. Тогда Далила призвала цирюльника с бритвой и велела остричь ему семь кос. Цирюльник – это диавол; бритва – обольщение, согласно сказанному: “Как бритву изощренную сотворил еси лесть” (Пс. 51:4); семь кос – это семь действий Духа, указанных пророком Исайей». Не случайно и Святое Писание говорит нам, что после описанного: «Господь отступил от него (Самсона – ред.)» (Суд. 16:21). Подлинной духовной силой судьи израильского является то, что всю вину за происшедшее он возлагает на себя самого: …Мне ль в божьем слове сомневаться?Кого как не себя винить я должен, Коль скоро только по моей вине Предсказанное не осуществилось?И даже в том случае, когда родной отец поднимает глас против Господа, Самсон заграждает ему уста, говоря: На бога не дерзай роптать, отец. Заслужены мной все мои несчастья –Лишь я виновник и причина их. Падший, он не скупится на перечисление своих грехов: среди которых гордыня, болтливость, безрассудство. И не случайно на Самсоне Мильтона начинает действовать духовный закон: как за употреблением пищи следует сила физическая, так и за самоукорением приходит духовная мощь. Эта особенность библейского рассказа о силаче из племени Дана была подмечена святыми Отцами Церкви. Так, преподобный Максим Исповедник даже отождествил рост волос Самсона с его раскаянием: «когда его волосы начинают отрастать, то есть когда он (Самсон – ред.) раскаивается в том, что сделал…». Та же мысль отчетливо звучит в трудах святителя Кесария Арелатского: «Если кто-то захвачен каким-то грехом и спасительным образом прибегает к исцелению покаянием, то с восстановлением благодати возвращается и добрая совесть, словно волосы, которые вновь отрасли». Не чужд был подобного взгляда и прославленный в лике святителей митрополит Филарет Дроздов: «Весьма вероятно, что в сем состоянии Самсон очистил прежния заблуждения свои раскаянием. Его силы росли вместе с его волосами». О том, что мощь силача из Ханаана умножилась после его покаянных трудов поэт свидетельствует не только повторением ветхозаветного рассказа о погибели от руки Самсона большего количества иноплеменников, чем он убил за свою жизнь, но и упоминанием о некоем пророчестве, изошедшим из уст назорея Божия: Меня сломив, мнит идол филистимский, Что господу он в силах бросить вызов И вознестись над ним, но царь небес Восстанет, чтоб свое святое имя Опять победоносно утвердить.Подлинным драматизмом проникнуто описание предсмертных минут Самсона. Ослепленный назорей, попросившийся поставить его между двух столбов на глазах у глумящейся филистимской толпы, он нашел основание не только для получивших прежнюю силу рук своих, но и для молитвенного вздоха. Мильтон не приводит, подобно автору книги Судей слова молитвы слуги Божьего, оставляя за читателем право определить сущность и содержание последних мыслей героя. …Когда ж Самсон Почувствовал колонны под рукою, Он голову склонил как для молитвы И на минуту в думы погрузился… Представляется, что в этом отхождении от Священного Писания, в этой неуверенности («как для молитвы») – подчинение высшему творческому замыслу: показать глубину раскаяния избранника Божия, считающего себя отвергнутым Всевышним. Не смеющий дерзать быть услышанным Небом, он лишь склоняет главу перед Вершителем судеб, и с победоносным триумфом заканчивает свою жизнь. Так сбываются на Самсоне слова Псалмопевца «В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе». (Пс. 30:23) Для Мильтона помощь Божья, оказанная Самсону, – доказательство того, что падший не был окончательно забыт и отринут Господом. Истину эту поэт изрекает через возрадовавшегося Маноя – отца ослепленного пленника – и пение хора, которым и завершается трагедия: В конце концов, хотя сомненья Мы и питаем в нем подчас,Всеведущее провиденье К благой приводит цели нас. Считал Самсон, что лик свой гневный Скрыл от него навеки бог, Но минул миг, и гибели плачевной Герою Газу он обречь помог, И стал могилой град надменный Для тех, кто шел на торжество, Так отомстил творец вселенной Гонителям избранника его И снова возвратил покой блаженный Сынам народа своего.Именно в силу подобного завершения поэмы, звучащей в нём мысли о всеблагости Творца нельзя согласиться с тем распространенным наблюдением («Литературная энциклопедия»), согласно которому мотив мести выдвигался Мильтоном в трагедии на передний план. Вдумчивое чтение произведения, анализ его в контексте Святых Отцов показало, что главным достоинством назорея Божия была не мстительность, а непоколебимая вера, покаяние и смиренная молитва, которыми он приклонил Судью всяческих и, получив от Него силу, попрал полчища врагов своих.Автор: Юлия Ростовцева