yandex

Почему в Великий пост читается молитва святого Ефрема Сирина?

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин

https://www.orthodox-christianity.com/wp-content/uploads/2011/06/ephrem.jpg




Молитва Ефрема Сирина – это покаянная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), звучит она так: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Сам преподобный Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением. Известно, что в юности он вел довольно легкомысленную, вольготную жизнь до тех пор, пока с ним не произошёл один случай: его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

В темнице Ефрема посетил «некий таинственный муж», который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом все-таки есть; также он посоветовал задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, после чего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда он, виновник, не понес наказания.

Преподобному Ефрему было обещано «тем же таинственным мужем», что справедливость относительно дела, по которому он обвинен, восторжествует, что впоследствии и произошло. Настоящий преступник был найден и наказан: им оказался пастух, не уследивший за стадом. Ефрем же был отпущен на свободу.

После этого случая он совершенно иначе стал смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем вовсе, оставив мирскую суету, обратился к подвижничеству. Всю дальнейшую жизнь тема покаяния и благодарности Богу за все Его милости глубоко переживалась в сердце преподобного. Его смиренный, покаянный настрой выражен им и в молитве, которая стала известна под его именем.

В дни Великого поста эту молитву уместно читать потому, что в этот период человек должен обращать особое внимание на свою жизнь, на свои грехи и свой внутренний мир. Также в этот период каждый христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божием: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Ин.15:5).

Условно данную молитву можно разделить на две части. В первой части молитвы Ефрема Сирина мы просим у Господа избавления от всего, что является препятствием в деле покаяния и спасения. Это – дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

Праздность – великий грех. Она – мать всех остальных пороков, которыми полна, к сожалению, человеческая жизнь. Праздность расслабляет наш ум, волю и сердце, приводит к безделью и к унынию. Праздности противоположен труд. Труд – это дар Божий, посредством которого человек совершенствуется, получая глубокое удовлетворение, духовную и телесную крепость. Без труда человек не может существовать, не может и спастись.

«Праздность для многих служит причиной многого худого, бездействием, умножая как обычные уже пороки, так научая тем, которые пока не были еще обычными», - преподобный Нил Синайский.

Как всякий порок, праздность рождает другие пороки, например, уныние. В молитве мы просим Господа избавить нас от уныния. Уныние убивает дух и тело. Человек больше не думает о своем спасении, он разочарован жизнью, людьми. Уныние легко может превратиться в неверие, в ожесточение, в отчаяние. Уныние гасит в человеке всякую искру надежды. Оно может кончиться самым страшным грехом – самоубийством.

«Дух уныния обычно нападает на праздного», - Авва Евагрий.

За унынием следует порок любоначалия. Любоначалие – это страстное желание быть выше других везде и всюду. Любоначалие выливается в страсть эгоизма, самолюбования, самости, самопревозношения. Этот порок разрушает ум и сердце.

Что касается празднословия, то этому греху мы подвержены в самой большой мере. Язык наш – враг наш. «Язык – огонь, прикраса неправды… оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак.3:6-8), он исполнен смертоносного яда, говорит апостол Иаков. Празднословие – показатель болезненного состояния человека.

Во второй части молитвы мы просим Бога дать нам то, что освящает и преображает человека - дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. По сути, это прошение о даровании добродетелей.

Целомудрие заключает в себе цельность и мудрость, духовно-нравственную гармонию, абсолютную чистоту помыслов и поступков. Целомудренным можно назвать такого человека, который не только борется со страшными грехами, но и старается искоренять из своего сердца нечистые помышления и желания. «Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями», - святитель Иоанн Златоуст.

Целомудрие рождает смиренномудрие. Смиренномудренный человек анализирует свои поступки, оценивает поступки окружающих, он часто бывает строг к себе и снисходителен к немощам других. Смиренномудрие открывает человеку глаза, возвышает его.

Терпение – это не менее важная добродетель, без которой просто невозможно жить в этом мире. Ее освятил Сам Господь, многомилостивый и долготерпеливый. Терпение смягчает житейские трудности, оно избавляет от раздражения и отчаяния, рождает мужество, укрепляет надежду на помощь свыше. В свою очередь терпение рождает спокойствие, рассудительность, смирение, богомыслие и молитву. Претерпевший до конца, по слову Евангелия, - спасется. «Терпение скорбей с благодпрением Богу, с признанием себя достойными скорби, с признанием попущенной скорби именно тем спасительным врачевством, в котором нуждаемся для исцеления, есть знамение истинного покаяния» - святитель Игнатий (Брянчанинов).

Терпение тесно связано с любовью, которая венчает все подвиги. Святой апостол Павел говорит: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3). Любовь – это не только добродетель. Это сама сущность жизни. Бог есть Любовь и по имени, и по существу. Любовь соединяет человека с Богом, Источником любви. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, всего переносит» (1 Кор. 13:4-7).

В третьей, заключительной части молитвы, мы просим у Бога дара «…зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

Увидеть свой грех и осознать его пагубную силу – это главная задача кающегося и ищущего очищения человека. Святые отцы учат, что осознавший глубину своего падения уже недалек от спасения. Тот, кто по-настоящему увидел и осознал свои недостатки, уже не станет указывать пальцем «на сучок в глазу брата своего» (Мф.7:3). Почему же нельзя осуждать братьев своих? Во-первых, потому, что это запрещает Господь: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Во-вторых, суд человеческий может быть ошибочным. И, наконец, мы не имеем права судить брата своего потому, что это право принадлежит одному Богу.

«Желающие спастись должны обращать внимание не на падения других, но на себя самих», - преподобный Ефрем Сирин.

«Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакиеват грехи свои», - преподобный Авва Исаия.

Заканчивается молитва Ефрема Сирина славословием Господа: «Яко благословен еси во веки веков. Аминь». Буди же Имя Господне благословенно от ныне и до века! Аминь.

Что касается богослужебного употребления этой молитвы, то она читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она также включается и в домашнее молитвенное правило.

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Итак, молитва преподобного Ефрема Сирина не случайно избрана церковью как великопостная, потому что главная цель поста – это как раз очищение сердца, о чем мы и просим Бога в этой молитве.

Будем же прилагать все усилия, чтобы побеждать, с помощью Божией, свои пороки и грехи, достигая чистоты и совершенства, к чему призван каждый человек. Аминь.



Литература и источники:

  1. https://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina
  2. Душеполезные чтения на каждый день Великого поста. – К.: Послушник, 2017. – 384с.
  3. Путеводитель по Великому посту. – М.: Отчий дом, 2012. – 272с.
  4. Полный православный молитвослов на всякую потребу. – Почаев: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2014. – 736с.
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

25 февр. 2020