Остров знаний или неизбежное зло?

«Жестокость не может быть спутницей доблести».

М. Сервантес

C:\Users\user\Desktop\2374_bigpic_Bulling-travlya-v-shkole.jpg

Во все времена, для того, чтобы быть успешным и чего-то достичь, необходимо было постоянно учиться, заниматься самообразованием. Мудрейший царь Соломон в обращении к своим сыновьям говорил: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Слушай, сын мой, и прими слова мои, - и умножатся тебе лета жизни. (Притч. 4, 1—8). Мудрость в те времена передавалась из уст в уста, редкая книга переходила потомкам как великий дар. Сейчас. во времена полной «цифровизации», это очень трудно представить.

Однако варианты обучения изменялись, но неизменна оставалась сама суть – человечество желает приобрести как можно больше навыков, постичь премудрость той или иной науки. В годы советской власти общее школьное образование стало обязательным и достигло таких высот, что методы и опыт преподавания перенимались у советских учителей, учителями зарубежья. Макаренко, Сухомлинский – эти люди были новаторами своего времени. Педагоги призывали коллег раскрывать в учениках личностей, прививать им чувство долга, патриотизма, совести, любви к окружающим, но все это было с запретом на веру в Бога.

Отсутствие духовности в образовании сыграло свою роль – понятия «совесть», «нравственность» как-то сами себя «изжили» в современной школе. А ведь апостол Павел учил: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

И в стенах образовательного учреждения уже не «воспитывают личность», а просто «дают знания». Но если с таким поворотом событий еще как-то можно смириться, то с возникновением буллинга в школе, в той форме, в которой он сейчас имеется, смириться никак нельзя. (Буллинг – травля, агрессивное преследовании слабого члена коллектива). «Самого слабого» ищут по любому признаку: не так одет, не так говорит, лучше (или хуже) всех учится, воспитывается одним родителем, не разделяет мнения большинства. Вариантов масса – от простой ругани до сильного избиения. «Конек» всей этой затеи – выложить пост в интернете и под комментарии, «какой крутой» самоутвердиться.

Под влиянием всех этих событий, перед многими родителями в начале учебного года встает вопрос: «Как уберечь своего ребенка?» Решение для себя принимает каждый самостоятельно – перевод в православную гимназию или частную школу (что далеко не всем по карману), на семейное или дистанционное обучение.

Кто-то продолжает бороться с несправедливостью, кому-то везет изначально, и его ребенок попадает к достойному педагогу, который может ладить с классом (но таковых единицы).

Вспомним прекрасные слова Святителя Иоанна Златоуста из его публичной проповеди «Слово о воспитании детей»: «Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость; подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о божественных законах, каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то он вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же и обстоятельно говорил, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию и большою будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями».

Ситуацию, сложившуюся в школах, возможно исправить только при гармоничном сочетании работы всех служб, отвечающих за образование, включая религиозные общины. Ну а пока, подтянув пояса, современные родители держат оборону и балансируют между выбором «из двух зол».

Автор Александра Светлозарова
Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

22 окт. 2019