«Батюшка, а у вас есть какое-нибудь самое заветное желание?» – «Да, – ответил он. – Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». Это сбылось Нина Павлова, «Пасха Красная»Изображение: https://lh6.googleusercontent.com/G0JscpcnUS4antzcBahwNUcj9lk6K0_pn4e7ECfYdeak2eGB7P_fZ8C1otwCf5L6KnSws_c28kxDV0vrJh7g-7bWNvuBtZA4V2oCQenTOednc6xP5x3O58oXPd5qAWPrLsBf_yVPПрошло уже двадцать девять лет с того дня, когда на Пасху 1993 года 18 апреля были убиты трое Оптинских насельников – иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт. В 2005 году по благословению Патриарха Алексия II над их могилами была возведена часовня, и с тех пор в этот день тут бывают сотни тысяч паломников. Многие из них действительно получают помощь, а сведения о чудотворениях по молитвам Оптинским новомученикам скрупулезно собирают в монастыре, готовя материалы к канонизации. Эта страшная история тогда прогремела на всю страну. Много писали и говорили о мотивах, но кем были убитые монахи и чем занимались до прихода в Оптину пустынь?Иеромонах Василий (в миру Игорь Росляков) родился в 1960 году в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ, но по профессии не работал. Был мастером спорта по водному поло, входил в состав сборной СССР, участвовал в международных и европейских соревнованиях. Однажды, по совету преподавателя истории, оказался в храме, так как житейские беды не давали успокоиться. Посещение церкви изменило молодого мужчину, он уверовал, стал молиться, соблюдать посты, хотя продолжал заниматься спортом. Тогда архимандрит Иоанн Крестьянкин порекомендовал ему оставить спортивную карьеру и уйти в монастырь. Там пришлось выполнять самую разную работу: убирать территорию, помогать на стройке, а со временем стал нести послушание летописца. Он стал прекрасным проповедником и духовником от Бога. Через шесть лет после мученической кончины сына, его мать, которая была категорически против пострига, приняла монашество с именем Василисса. Инок Трофим (в миру Леонид Татарников) родом из Иркутской области. В юности окончил железнодорожное училище и несколько лет работал машинистом. Сменил сферу деятельности и стал ходить в море на рыболовецком судне. Увлекался народными танцами, фотографией. Успел поработать сапожником, скотником, пожарным. После поездки к дяде на Алтай пришел к вере и решил совершить паломничество в Оптину пустынь, да так и остался там. В 1991 году был принят в братию и наречен Трофимом. Только в монастыре он понял, зачем так «помотала его жизнь»: чтобы своим богатым опытом помогать людям и служить Богу. Инок Ферапонт (в миру Владимир Пушкарев) родился в Новосибирской области. Окончил ПТУ, играл на гитаре. В Хабаровском крае три года проработал егерем, живя отшельником в лесу в полном одиночестве. Переехал в Ростов-на-Дону, где впервые столкнулся с верой, благодаря женщине, пережившей клиническую смерть. По ее совету он начал ходить в храм, читать духовную литературу. В Оптину отправился с паломнической поездкой, которая стала решающим поворотом в судьбе. С 1990 года присоединился к числу насельников и принял постриг с именем Ферапонт. Монахи называли его ангелом молчания. Мог, что угодно смастерить и отремонтировать, был умелым звонарем. Трое монахов были убиты в пасхальную ночь 18 апреля 1993 года. Рано утром, когда еще не рассвело, отец Василий шел в монастырский скит под колокольный звон совершать литургию. Звон оборвался, несколько раз ударили в большой колокол и все затихло. Именно в этот момент звонившие иноки Трофим и Ферапонт были уже убиты. Иеромонах пошел по направлению к звоннице, а навстречу ему вышел убийца – Аверин, который также как и остальных, заколол его ритуальным кинжалом, с нанесенными на него тремя шестерками. Для всех кто знал монахов при жизни, так и осталось непонятно, как тщедушный маленький убийца смог справиться с тремя рослыми, крепкими, совсем неробкими мужчинами. Они могли постоять за себя против вооруженного человека, но этого не случилось. Монахи приняли смерть без сопротивления, будто были готовы к ней. Они не осквернили обитель дракой, не отнимали оружие у убийцы, не махали кулаками. «Есть в нашем времени нечто общее со временами первых христиан», - сказал после этих событий оптинский схиигумен Илий. Это общее не только в том, что в I и XX веке восстали на Христа, затопив землю кровью мучеников. Общее видится в ином – мало кто сразу воспитывался верующим, многие пришли к Богу поздно, порой на краю погибели, испытав ужас богоборчества и жизни без Господа. XX век, пожалуй, можно назвать самым нищим по духовным плодам, но также его можно назвать и самым благодарным Богу за обращение «Савлов» в «Павлы». И тут у каждого свой путь, где звучит совершенно личное: «Господи! Что повелишь мне делать?». Обращение некоторых бывает столь пламенным, что от первой встречи с Богом до монашеского пострига – самая короткая дорога. Именно этой дорогой пришли Оптинские новомученики – иеромонах Василий, инок Ферапонт, инок Трофим. Автор: Виктория Колтыга