«Нравственность – это разум сердца».
Генрих Гейне
Интеллектуально развитый человек всегда был более востребован в профессиональном плане. Именно поэтому многие родители стараются по-максимуму развивать своего ребенка. Кружки, секции, дополнительные уроки, репетиторы – все это помимо основной нагрузки в школе. После таких испытаний ученик к концу дня измотан совсем и ему уже далеко не до задушевных разговоров с родителями о «тщетности бытия». Да и сами родители, не спешат пообщаться с ребенком на темы, не касающиеся учебы, забывая о том, что при образовании юношества надо больше стараться стяжать не только «мирское мудрование». Наставления и учения Христа, Его учеников, целиком и полностью оплетены нравственной лозой. Пренебрегая этим, занимаясь только интеллектуальным воспитанием, родители рискуют вырастить прямую угрозу для общества, человека, не способного серьезно подойти к вопросам спасения своей души.
В чем же заключается нравственное воспитание? С педагогической точки зрения – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, с христианской – следовать заповедям Спасителя. Нравственный – значит духовно воспитанный.
Святые Отцы Церкви всегда призывали печься о душах своих детей. Например, Святитель Иоанн Златоуст в «Слове о воспитании детей» говорил: «Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. Подражайте блаженному Иову, который, даже опасаясь прегрешений их в помышлении, приносил за них жертвы и проявлял о них большую заботливость; подражайте Аврааму, который тоже хлопотал не о деньгах и имениях, но о божественных законах, каким бы образом передать сохранение их невредимо потомкам. И когда Давид умирал, то он, вместо великого наследства, призвав своего сына, внушал то же и обстоятельно говорил, что если захочешь, дитя, жить по законам Божиим, то ничего с тобою неожиданного не случится, все дела потекут у тебя по желанию и большою будешь ты наслаждаться безопасностью; если же ты отпадешь от этой помощи, то никакой пользы не будет тебе от царства и от этой великой власти. Ведь если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями».
Примером благочестия и разумного воспитания детей может послужить история преподобной Эмилии, воспитавшей десять детей, пятеро из которых были причислены к лику святых. Ее детьми были Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский учитель, преподобная Макрина, которая являла собой образец аскетической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Святитель Григорий, епископ Нисский, Святитель Петр, епископ Севастийский и праведная Феозевия – диакониса. Рано овдовев, оставшись с таким большим количеством детей на руках, преподобная Эмилия нашла в себе силы воспитать своих чад образованными и почитающими Бога.
К сожалению, сегодня, под воспитанием подразумевается именно возможность дать образование ребенку. Духовная составляющая человека никого не интересует. И если христиане не смогут правильно расставить приоритеты в воспитании своих чад, то будущее у нашей страны может быть весьма плачевным.
Автор Александра Светлозарова
Новость добавлена
03 янв. 2020