НЕ милостивая милостыня

«Приходил нищий и ушел, ничего не получив. Боюсь, Христе, чтобы и мне, который имею нужду в Твоей помощи, по моим же законам, не отойти от Тебя ничего не получившим. Ибо кто не дал, тот и получить не надейся». Святитель Григорий Богослов

pozhertvovanie-2.jpg

Что должно выделять христианина из общей массы людей, помимо строгого соблюдения церковного устава? Конечно же, любовь к ближнему, сострадание, милосердие. Сам Господь заповедал нам быть милостивыми. “Блажен разумеваяй (понимающий) на нища и убога, в день лют избавит его Господь” (Пс.40:1).

Но вопрос милостыни так же требует рассуждения и умения отличать нуждающегося от «профессионального нищего». Иногда понятие «нуждающийся» большинством воспринимается буквально – человек с протянутой рукой, стоящий в переходе или за оградой Храма. Но чаще бывает наоборот, тот, кто истинно нуждается в помощи: вещевой, продуктовой или финансовой лишь в крайних случаях осмелится попросить – ему стыдно. И первым подают, причем достаточно, раз их не посещает мысль найти себе достойный заработок, а существовать за счет сердобольных горожан, а вторых общество как - бы не замечает до определенного момента. Почему так происходит? От чрезмерной доброты окружающих или же от нежелания рассудить и расставить приоритеты? Скорее второе.

Милостыня, как и любая жертва, может быть разная. Какая-то и нам на том свете поможет пройти мытарства, а какая-то не только нашу душу погубит, но и того, кому было подано. В качестве примера можно привести «классический случай». Когда утром нищие у ворот Храма просят «на хлеб», а вечером, пропив эти деньги, наносят увечье друг другу. Принесет ли такая милостыня добра? Ответ очевиден. Самое обидное, что подающий несколько раз в голове прокручивает сценарий растраты этих денег нищим, и, убедившись, что последний наверняка их прокутит, все-равно подает. Такая медвежья услуга не только не побудит просящего встать на путь выздоровления и устроиться на работу, но еще больше укоренит в нем мысль о том, что он «все правильно делает» и сильнее ужесточит сердце. Кому же тогда помогать, если напоказ себя выставляют только «нищие-профессионалы»? Оглядеться вокруг, потому что те, которые испытывают острую нужду в чем-то могут быть рядом с нами.

Еще один момент этого сложного вопроса – понимание, кому следует помочь в первую очередь, расстановка приоритетов. Священное Писание указывает: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10). Но в тот же время мы находим и уточнение: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Получается, в первую очередь, человек должен оказать милость своей семье. Накормить и напоить данных Богом жену и детей, а уже потом совместно с домашними оказать милость нуждающимся. И здесь опять возвращаемся к вопросу рассуждения. Протоиерей Максим Козлов в одном из своих интервью поделился своим мнением на этот счет: «Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы». Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы». Но стоит обратить внимание на один момент, что серьезная милостыня совершается за счет себя, за счет того, что ты смог отдать от себя лично, а не от своей семьи, родителей или за счет другого человека.

Конечно, как поступить в той или иной ситуации, каждый будет решать для себя сам, главное, чтобы это было в гармонии с Богом.

Автор Александра Светлозарова

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

29 янв. 2020