«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9:1).София КиевскаяМноголетнее царствование благоверного князя Ярослава Мудрого (1016-1054) было ознаменовано сооружением множества храмов. Собственно, и заслужил он свое почетное звание «Мудрый», основав в двух главных городах Киевской Руси - Киеве и Новгороде - храмы Святой Софии, премудрости Божией. Освящая храмы, подобно главному собору Царьграда, князь Ярослав вновь утверждал и указывал, что Русь – это духовный преемник Византии, который, продолжая традиции великой христианской державы, воспринимает их, привнося некоторые свои особенности. Так, византийские императоры, освящая храмы во имя Софии, прославляли Господа Иисуса Христа и созидающую силу Божию, подчеркивали своё служение как устроителей новой христианской государственности. А на Руси Софийские Соборы посвящены Пресвятой Богородице, защитнице и покровительнице Русской земли. Храмовым престольным праздником киевского Софийского собора стал день Рождества Пресвятой Богородицы, а Софийского собора в Новгороде – день Успения Пресвятой Богородицы. Таким образом, князь Ярослав Мудрый прославил Софию, воспевая Богородицу, как символ Церкви. Киевский Софийский собор имеет несколько названий. Кроме Софийского собора его ещё называют как "Святая София Киевская", "Собор святой Софии", "Национальный заповедник София Киевская". Он был заложен в 1037 году. И по преданию храм был возведен именно на том месте, где князь Ярослав Мудрый одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Впоследствии, София Киевская стала главным храмом страны: здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе — имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока. Софийский собор стал кафедральным, здесь была основана кафедра Киевского митрополита. Скорее всего, именно здесь, в Софии, митрополитом Иларионом было произнесено его знаменитое «Слово о законе и Благодати». Как стало известно, Новгородский летописный свод и Повесть временных лет (наиболее древние из сохранившихся летописей Руси, однако сохранившиеся только в позднейших редакциях) датируют основание Софийского собора 1017 и 1037 годами и научная дискуссия относительно достоверности этой датировки длится уже около 200 лет. Собор упоминается в письменных источниках ранее 1037 года (в частности, в немецкой "Хронике" Титмара Мерзебургского под 1018 годом). София НовгородскаяНовгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка этого храма свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Князь Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Новгородская София повторяла Софию киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Собор построен из простого обтесанного камня и кирпича. Что касается архитектурных особенностей, то на нем шесть глав, из которых пять находятся посередине, а шестая на юго-западной стороне над лестницей, ведущей на хоры. Самая большая глава (средняя) сначала имела форму опрокинутого котла, но потом над ней была надстроена верхушка в виде луковицы. Средняя глава в 1408 году была обложена медными, вызолоченными через огонь листами, а другие главы собора были крыты свинцом. Кресты на главах были тоже медные, вызолоченные через огонь. Наверху креста средней главы находится металлический голубь, который служит символом осенения Духа Святого над храмом и всеми молящимися. Первоначально Софийский новгородский собор (как и вообще все древние храмы) был устроен с одним приделом во имя Успения Божией Матери, но потом были сооружены еще пять приделов.Если мы сравним архитектуру обоих храмов, то станет очевидным тот факт, что несмотря на один временной период постройки Софийских Соборов на Руси, София Новгородская существенно отличается от Софии Киевской не только в конструктивных особенностях, но и в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже. Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевского собора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием. Архитектурные формы Новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее, чем расчлененные динамичные массы Софии Киевской, с пирамидальным нарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в Новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного “живописного пространства” Софии Киевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьер новгородской Софии более суровым. Соборы Софии Киевской и Софии Новгородской были расписаны в домонгольский период. Большинству росписей домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи и лаконизм художественного выражения, как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд и т. д. Колорит их, в котором преобладают темные тона, чаще всего сдержан и сумрачен. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Ранние иконы, при наличии в них русских черт, еще находятся в большей или меньшей зависимости от византийских образцов. Мастера-иконописцы создали соответствующие образы, которые подлинно являются «откровением и показанием скрытого», по выражению преподобного Иоанна Дамаскина, подобно тому как и скиния, сделанная по указанию Моисея, открывала то, что было показано ему на горе. Образы эти не только несут человеку откровение грядущего преображенного мира, но и приобщают его к нему. Это тот мир, который в полноте своей откроется только во Второе и славное Пришествие Спасителя.Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого на Руси, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 года), по новому стилю его день памяти выпадает на 4 марта. Автор Сарра БиллерЛитература и источники:Жервэ А. Страницы строительной истории Софии Новгородской\\ «София» № 1 за 1999 г. Рождественская Т. Еще раз о надписях на свитках пророков в куполе Новгородского Софийского собора\\ «София» № 2 за 1999 г.Столова Г. Память их в род и в род (К десятилетию освящения Новгородского Софийского собора) \\ «София» № 4 за 2001 г.Савушкина Н. Библиотека Софийского собора \\«София» № 1 за 2004 г.Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М., 2004. – 456 с.