Мой враг: жадность

«Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо».

блаженный Аврелий Августин

C:\Users\Vasiliy Kucher\Desktop\Жажность.jpg

Все мы прекрасно понимаем, что жадность не есть хорошо. Такое осознание приходит еще в раннем детстве, когда с «жадиной-говядиной» никто не хочет дружить.

Об этом замшелом чувстве метко говорят наши пословицы, к примеру: «Многого желать — добра не видать», «Жадный глаз только сырой землей насытится», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь» и так далее. О жадности немало сказано классиками. Чего стоит одна «Сказка о рыбаке и рыбке», где Александр Сергеевич так ярко показал последствия неуемных желаний. А для каждого христианина понимание любостяжания, как греха, и вовсе дело очевидное. Ведь эта пагубная страсть не раз упоминается как в Ветхом, так и в Новом завете.

Но одно дело теория, и совсем другое практика. Жадность, как любой грех, любит маскироваться. Иной раз думаешь: «Да щедрый я, щедрый! Просто сейчас денег на себя самого не хватает; и просящий этот явный проходимец; и государство должно лечить детей, без всяких народных смс; и в храм – я ж свечи покупаю, какие такие пожертвования?». Оправдательный список может быть бесконечно длинным. И как же тогда приметить в себе неприглядную «изюминку»? Ответ не так сложен, главное, быть честным с самим собой. Если вся жизнь моя заключена в непрестанной добыче материальных благ, а вера, семья, нуждающиеся в моей помощи, даже собственное здоровье… все уходит на второстепенный план, тогда дело плохо. Ведь помимо очевидного «разбитого корыта», жадность тянет за собой и другие грехи. Поэтому бороться с ней необходимо.

«Ничто столь не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами», – говорил святитель Иоанн Златоуст. Это самый правильный настрой, который покажет насколько крепко наше желание измениться. Искреннее покаяние и постоянная, пусть даже краткая, молитва дают нам надежду на то, что все получится!

Следующим шагом служит милостыня – проверенное и действенное средство против жадности, рекомендуемое всеми святыми отцами. Правда, тяжелое это дело – отдавать свои кровные. Поэтому лучше начать с малого.

Есть такое понятие, как мшелоимство – когда надо, не надо, а все тянется в дом. Очень многие из нас подвержены этой страсти. Конечно, чаще она выражена не так ярко, как у небезызвестного Плюшкина. Но заваленные кладовки, балконы, дачи так и намекают на схожесть многих из нас с гоголевским героем. Разобрать бы все эти «богатства» с умом. Что вышло из употребления – на свалку, а что получше, но не используется многие годы – в дар тем, кому необходимо. Тоже непросто! Но все же намного легче, чем сразу пожертвовать часть своей зарплаты.

Также важно понимать, что милостыня - это не обязательно деньги. Как радостно дарить свой труд, если в нем действительно нуждаются: в храме, в доме одинокой бабушки, во дворе или на работе – везде, где можно сделать доброе дело бескорыстно. И даже такая мелочь, как крошки для птиц в зимние морозы, помогает умерить лишний аппетит.

И, конечно, самое сложное на «десерт». Когда мы уже готовы делиться деньгами, как бы ни было тяжело, надо знать, что «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.» (2Кор.9,6). А потому отдираем от себя деньги и не боимся, что враз обеднеем от этого, наоборот! Но если собственный доход невелик и отодрать получается самую малость, переживать по этому поводу тоже не стоит. Вспомним: бедная вдова и двумя лептами спаслась (Мк.12:43).

А кому подавать милостыню? Сегодня с этим не все так просто, ведь вокруг полно лжецов, работающих «профессиональными» нищими. Поэтому крупное пожертвование надо пускать только в «проверенное» русло. Но в малой жертве лучше не отказывать и тем, кто особого доверия не внушает. Наша задача соблюдать заповеди, а далее Господь рассудит. Не зря ведь в первой главе Дидахе есть такие слова: «Всякому просящему у тебя давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы всем было раздаваемо от даров каждого. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе тому, кто берет! Ибо если он берет, имея в том нужду, то он неповинен; а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что он взял».

В заключении хочется сказать, что борьба с жадностью – дело непростое. Много усилий надо приложить, чтобы заглушить в себе это гаденькое чувство. Но такой душевный труд необходим, ведь на кону не что иное, как Царствие небесное. А значит, братья и сестры, отступать перед этим врагом нам нельзя!

Автор Елизавета Захарова.

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

19 дек. 2019