С благодарностью и умилением, подобно прекрасному венку из ароматных цветов, сплетает Русь православная песенный венок Божией Матери, Царице Небесной и возлагает его с трепетом, поклонением и любовью к стопам Пречистой. Мира заступница, Матерь всепетая! Я пред Тобою с мольбой: Бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой!.. Многие православные христиане хорошо знают эту молитву к Божией Матери, с радостью и благоговением слушают её и сами поют. Эта песнь сделалась всенародною, а имя её автора осталось в тени. Автор – Юлия Валериановна Жадовская (1824-1883) – полузабытая поэтесса, прозаик и переводчица. Юля родилась калекой в семье обедневшего дворянина, рано лишилась матери, росла без материнской любви, была разлучена с возлюбленным по воле строгого отца (общество тогда было разделено на сословия, а её избранник был не дворянин и, как тогда считалось, ей не пара).Поэтессой написано и опубликовано немало прекрасных произведений, многие её стихи положены на музыку известными и знаменитыми композиторами того времени. Юлия Валериановна была глубоко верующей православной христианкой. Многие её современники свидетельствуют о чистоте души этой женщины. Сам Господь, Его Пречистая Матерь, святые угодники Божии, Священное Писание – вот кто и что всегда были утешением, помощью, высшей радостью, отрадой и наслаждением для Юлии. Она нередко писала на библейские сюжеты, которые вдохновляли и будут до конца времён вдохновлять поэтов и писателей, ибо они никогда и никого не оставляют равнодушными, но затрагивают сокровенные струны душ человеческих, заставляя их звучать в унисон со Словом Божиим. Господь Иисус поучал народы притчами. Они привлекают внимание, интересны и поучительны для всех. Слушатель притчи вынужденно задумывается, рассуждает, углубляется, чтобы открыть для себя скрытый смысл, который лежит не на поверхности. Иисус Сам наедине изъяснял притчи ученикам, чтобы они правильно всё поняли. Притчи Христовы подобны бриллиантам, огранённым рукою искусного ювелира. Каждый камень светится, каждая грань сверкает, переливается, искрится и играет. Святые отцы-эгзегеты, истолкователи притч смотрели каждый с разного ракурса, обращали внимание на определённую грань бриллианта, и в её описании и разъяснении каждый привносил что-то своё. Христова притча о милосердном самарянине оказалась созвучной с переживаниями разбитого сердца Юлии Жадовской и вдохновила её на написание одноимённого стихотворения «Милосердный самарянин». Поэтесса пишет от первого лица. Она отождествляет себя с несчастным, пострадавшим от рук разбойников: Покрытый ранами, поверженный во прах, Лежал я при пути в томленье и слезах И думал про себя в тоске невыразимой: «О, где моя родня? Где близкий? Где любимый?» В притче поднимается вопрос: «Кто мой ближний?» Ответы на него у разных людей разные. Мир разделен на сообщества. На дворян и не дворян, богатых и бедных, благородных и простолюдинов, касты, сословия, классы, своих и чужих, близких и дальних. У Бога же все любимы, ибо каждый человек создан по образу и подобию Божию и «нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:11). «…Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11). «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Господь Своей притчей учит, что ближний твой – это и тот, кто оказал тебе милость, и тот, кто, в данный момент, нуждается в твоей помощи и милости. По итолкованию святых отцов пострадавший – это сам Адам и любой человек, и всё человечество, а Милосердный Самарянин – Сам Спаситель и Исцелитель Христос и любой человек, оказавший милость другому. Оказать милость другому, значит самому стать Милосердным Самарянином, уподобиться Господу. По слову святителя Феофана, возлюбить ближнего, как самого себя возможно только тогда, когда отступишь из центра, сделаешь шаг в сторону, уступишь место в центре своему ближнему, сам же станешь рядом и будешь служить ему. В стихотворении Юлии Жадовской пострадавший – она сама, человек с израненной душой, а милосердный самарянин – совершенно незнакомый ей человек, казавшийся далеким, но ставший ближним, родным и любимым, так как проявил милосердие и любовь, чем уподобился Христу. Но вот пришёл один, склонился надо мной И слёзы мне отёр спасительной рукой; Он был неведом мне, но полн святой любовью - Текущею из ран не погнушался кровью: Он взял меня с собой и помогал мне сам, И лил на раны мне целительный бальзам, - И голос мне сказал в душе неотразимый: «Вот кто родня тебе, кто близкий, кто любимый!» Восприятие притчи поэтессой согласно с восприятием святых отцов. Противоречий нет. Стихотворение очень эмоционально и образно, ведь оно написано женщиной.Не каждому из нас случится встретить в жизни израненного и брошенного на произвол судьбы человека, чтобы оказать ему милость. Однако добрый самарянин, явивший собой милосердие к впавшему в разбойники научает нас не только деятельному милосердию, он учит нас молитве, которая есть одна из высших милостей. А что это отчасти так, а не иначе свидетельствуют слова из Соборного Послания апостола Иакова, в которых молитва и избавление от болезни объединены одной причинно-следственной связью: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак.5:16). И пусть мы не зрим телесных язв ближних наших, нам не редко явлено сколько они получили язв от приспешников сатаны – бесов. Тогда наш долг подобно доброму самарянину оказать милость и помолиться об израненных душою. Автор: протоиерей Виктор Черноморченко