В современном обществе все чаще звучат душещипательные возгласы об антигуманной роли жертвы. Сегодня изучение подобной психологии вышло далеко за пределы криминологии, программа «Преодоление установки жертвы» внедрена в учебный процесс ряда образовательных учреждений и можно с полной уверенностью утверждать: свержение ига жертвы стало модой, завоевав не только научные кафедры, но и став частью квартирной жизни. Нынче можно беспрепятственно записаться на тренинги, посетить «квалифицированного» психолога, цель которых – помочь сбросить с Вас бремя жертвы. Между тем, под последним зачастую подразумевается не только испытывание психологического или физического насилия, которому подвергается личность, но и действие в ущерб себе или то, что на языке православия именуется жертвенностью. В качестве иллюстрации данного тезиса можно привести взгляд одного из самых известных в России наставников в борьбе с ролью жертвы – психолога М. Л. Ведущий российский специалист, обладатель серебряной кнопки YouTube, автор бестселлеров по психологии М. Л. нередко приводит рассказ, ставший визитной карточкой его лекций, посвященных психологии жертвы. Рассказ, в котором люди без труда «узнают себя». Это повествование о том, как молодой уставший мужчина, возвращавшийся домой с работы, уступил место в метро старушке. В завершении описания этой прозаичной истории психолог задает провокационный вопрос: «Как можно было поступить иначе? — спросите вы. А вот как. Старушка вряд ли глухонемая, и если ей нужно сесть, она скажет: «Уступите мне место». Но старушка не просит, она гордая и считает, что ей сами должны уступать. Однако никто никому ничего не должен. Поэтому ей стоило бы попросить — после просьбы мало кто отказывает. Но если вы, не дождавшись этого, сами бежите впереди паровоза и, даже будучи смертельно уставшим, вылетаете со своего места, как пробка, поймав взгляд недовольной старушки, то вы — жертва, это факт». Не трудно заметить, что данная оценка идет вразрез не только и не столько с психологией жертвы, сколько с добродетелью жертвенности, противореча в том числе и апостольской заповеди: «В почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10) Но в том-то и цель новомодного веяния психологии — научить человека не действовать в ущерб себе и руководствоваться лишь собственными интересами. Каким неслыханным психологическим бредом предстают в подобном контексте примеры тех советских старух, которые в далеком 1943-м делились малым куском хлеба с пленными немцами, строившими завод где-нибудь в Ульяновске. Христианская религия учит любить врагов. Не проще ли для нашего эго, которое и тешит психология жертвы, «отпустить ситуацию», «не сдерживать агрессию» и дать волю своей ненависти, раз уж она так просится на свободу? Жертвой быть глупо, так не постоять ли за свои права? И лишь кроткий пример Христа и последователей его — святых учит: «Чем более духовен человек — тем меньше у него прав». Так, преподобный старец Паисий рассказывал о том, что во время награждения за военные заслуги медаль вместо него получил другой человек. А он смирился. На языке психологии святой Паисий, тогда еще юный Арсениос выглядит жертвой. Но что говорил о себе сам преподобный? «О, если бы все люди поступали со мной несправедливо!». И до сей поры любая мирская психология, научающая как легко прожить в этом мире, разбивается о камень Христовой Правды: «мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33) Не своей пользы мы должны искать, но пользы ближнего, и тогда психология жертвы, вырастающая на почве нашего эгоистичного сердца, превратится в сияющую красавицу — добродетель жертвенности, которой были увенчаны все от века угодившие Богу.Автор: Юлия Ростовцева