yandex

«Кто не работает, тот …»

«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

(Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла 3:10)



https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/35845/pub_5c65c23055507200af855e79_5c65c97d55507200af855ec5/scale_1200

Все, конечно, слышали это выражение, превратившееся в поговорку; а, благодаря реплике из бессмертной комедии Леонида Гайдая, оно приобрело еще бо́льшую популярность.

Однако, как выясняется, не все знают, немногие помнят, только некоторые могут рассказать, откуда появилось это выражение и что оно под собой подразумевает.

Итак, в переводе на современный русский язык это выражение звучит так: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. В этом стихе апостол Павел обращается к жителям Фессалоник, подчеркивая необходимость без лености служить близким во всех нуждах, заниматься своим делом честно, чтобы в течение жизни своей обеспечивать и самих себя, и нуждающихся.

В книге Притчей также есть хороший отрывок на эту тему: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действие его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна» (Притч. 6:6-8). Комментируя его, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не хочешь, понять из Писания, что трудиться – доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей, научись же от бессловесных. Так поступаем мы и у себя дома: когда старшие и считающиеся лучшими сделают какой-либо проступок, мы часто велим им смотреть на рачительных детей и говорим: посмотри, он меньше тебя, а как прилежен и заботлив! Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу, не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья; это животное хоть и малое, но представляет собою великое доказательство премудрости Божией. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви и к чистоте, и к труду, и к ближним.»

Святитель Феофан Затворник вспоминает здесь и Ветхий Завет, говоря «Труд – общая всем епитимия, в Адаме на всех наложенная: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Под условием пота и хлеб дается ему вкушать. Итак, труд, телесный ли то или духовный, неизбежно обязателен для всякого».

Кроме того, апостол Павел учил жителей Фессалоник тому, что сам заповедовал, «чтобы потом никому не повадно было это истолковывать как проявление воли, а не как проявление любви» - поясняет нам блаженный Августин. Ведь ему, как апостолу, проповеднику Евангелия, воину Христову, насадителю винограда, пастырю стада, Господь определил жить от благовествования, и, тем не менее, он сам не взыскивал положенное ему содержание, чтобы подавать пример тем, кто стремился требовать себе неположенное.

Завершить это «филологическое» исследование хочется словами из Евангелия от Иоанна: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин. 5:39) Стараясь следовать этому совету Апостола Иоанна Богослова, мы для себя можем открыть и другие интересные факты, свидетельствующие о связи текстов Священного Писания с употребляемыми сегодня выражениями; правда, не всегда, в настоящее время, они употребляются в том же смысле, который был в них заложен 2 тысячи лет назад.

Автор Лужков Виктор

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

13 янв. 2020