Из истории праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме


D:\ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА\Конференция\Костя\кувуклия\14_1.jpg

Храм Гроба Господня – одна из главных святынь христианского мира, так как он был построен на том месте, где совершилось спасение рода человеческого.

Ещё первые христиане почитали места Распятия, Погребения и Воскресения Господа Иисуса Христа, в те времена находившиеся за городской чертой, вне стен старого Иерусалима. Вероятно, память об этих местах не была потеряна и после разрушения города императором Титом в 70 году. Евсевий Кесарийский упоминал о строительстве на месте разрушенного Иерусалима нового римского города Элия Капитолина при императоре Адриане (135 г.), в котором на месте пещеры Гроба Господня был построен языческий храм Венеры.

Первая церковь Гроба Господня была заложена значительно позже святой Равноапостольной царицей Еленой, матерью императора Константина Великого после обретения ею Животворящего Креста Господня, а строилась под руководством Макария патриарха Иерусалимского (325-335гг.). Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего Креста.

Первый Храм состоял из трёх больших зданий: Базилики Страстей Господних с часовней обретения Животворящего Креста, круглой постройки – Ротонды, в которой находились Гробница Иисуса Христа и черырёхколонный открытый двор с холмом Голгофы.

Таким образом, храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма, названного Анастасис, (что в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращенная алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума. Сооружение было богато украшено разными породами мрамора, мозаикой и драгоценным литьем.

Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина, 13 сентября 335 года, в память о чём в православной церкви был установлен праздник Обновления Храма (по новому стилю 26 сентября). Этот праздник получил ещё в народе название «Воскресение Словущее», потому что он словет, или слывет, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Особо торжественным было освящение храма Воскресения ещё и потому, что окончание его сооружения совпало с временем прохождения I-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования императора Константина Великого. В память Крестных страданий Спасителя храм Воскресения Христова был назван «Мартирион». На торжество обновления храма были приглашены отцы Тирского Собора. Таким образом, в освящении храма Гроба Господня приняли участие иерархи Православной Церкви из разных стран: Фракии, Каппадокии, Киликии, Вифинии, Сирии, Гравии, Финикии, Месопотамии, Египта, Палестины. В тот же день был освящён весь город Иерусалим.

Несмотря на последующие войны, стихийные бедствия и отступления людей от истинной веры, Господь оберегал, хранил и возрождал эту святыню. Глубоко верующие люди восстанавливали и благоустраивали Храм Гроба Господня с большим усердием и ревностью. С Праздником!

Вернуться к списку новостей

Новость добавлена

26 сент. 2019