«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».Антуан де Сент-ЭкзюпериОбщение является важнейшей потребностью человека. Но оно же оказывается и нашей самой сложной задачей. Мы знаем, как непросто по-настоящему найти общий язык друг с другом, минуя непонимание и разочарование. Неприятностей в общении нельзя избежать, но можно, попытавшись осмыслить откуда эти разочарования исходят, стараться от них уберечься. Дело в том, что все мы существа сложные и уникальные. У нас есть свой невероятный внутренний мир, свои представления о реальности, особое мировоззрение и… фантазия. Последняя, с одной стороны, является прекрасным источником искусства и творчества, призванного с помощью языка образов поделиться нашим восхищением перед красотой увиденного и пережитого; с другой же стороны, она сильно мешает нам в общении с людьми, поскольку мы «выстраиваем» в голове удобный нам образ, а когда этот образ разрушается, разочаровываемся. «Оказалось, что человек совсем не такой, как я думал», – с обидой констатируем мы. Но именно это и является самым главным – он действительно не такой. Именно в этот момент происходит встреча двух личностей, и в этой внезапной горечи от конфликта может произойти настоящее чудо общения. Чрезмерно фантазируя в отношениях, мы смотрим не на человека, а словно на отражение нас самих, за которым самого человека не видим. Мы можем с упоением воскликнуть «Ты совсем как я!». Но так не бывает, даже если мы действительно общаемся с людьми, которые во многом разделяют наши увлечения и мировоззрение. Важно понимать, что другой человек отличен от нас и многого требует – на него надо живо сочувственно реагировать, быть честным с собой по отношению к нему, и тому, что между вами происходит. Если мы не уважаем свободу и инаковость другого, несмотря на наличие собеседника, мы продолжаем общаться сами с собой – глядим и любуемся своим собственным отражением. Но в Евангелии сказано: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» (Лк 9:23). Христос в Своих заповедях говорит о любви к ближнему и Богу. Не оказывается ли так, что, научившись общаться друг с другом, и, тем самым, переставая концентрироваться на себе, мы сможем лучше понять, что значит общаться и с Ним? Когда между людьми происходит конфликт, фантазия разрушается, зеркало дает трещину, через которую мы вдруг с изумлением по-настоящему видим другого человека. В этот момент можно прекратить общение и снова устало искать новое «зеркало». А можно, напротив, простить то неожиданное и неприятное, что совершено собеседником и, тем самым, принять человека таким, каков он есть. В этот момент, пожалуй, начинаются настоящие отношения людей друг с другом по евангельскому образцу: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф 4:32). Любовь не подсчитывает зла, «любовь долготерпит, милосердствует» (1Кор 13:4).У отечественного филолога, философа и библеиста С. С. Аверинцева есть статья, название которой вторит евангельскому изречению, вынесенному нами в эпиграф к данному очерку: «Мы призваны в общение», где он подчеркивает, что пока мы не овладеем мастерством общаться друг с другом без этих отражений, пока мы не начнем стараться видеть настоящего живого человека, который бесконечно не похож на нас, мы и с Богом не сможем общаться. Мы будем продолжать смотреть на собеседника через свои представления о том, каким он должен быть и какими мы должны быть перед тем образом, который сами выдумали. Так оказывается, что общение – это высочайшее искусство, которому с терпением нужно учиться. Но ведь как прекрасно, когда, простив друг друга, люди становятся только ближе. Так может нам, чтобы освоить искусство общения, стоит ничего не придумывать за других, учиться слушать их и чаще прощать? Ирина Гравина