«Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости». Тропарь, глас 2. Когда мы говорим об Апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, память которого Православная Церковь празднует 26 сентября/9 октября, в первую очередь вспоминается то, что он – любимый ученик Иисуса Христа, «Апостол любви», «друг и наперсник Христов», как его именует Церковь. О том, что Иоанн был любимым учеником Христа свидетельствует и сам евангелист, называя себя учеником, «которого любил Иисус» (Ин. 21:20). Согласно преданию, он был взят живым на небо, не вкусив физической смерти, поэтому в Церкви нет и не может быть мощей этого святого Апостола. Но почему же именно он занял место «любимого ученика»? Ответ на эти вопросы достаточно прост: святые отцы утверждают, что Иоанн Богослов был любимым учеником Христа не по причине каких-то своих дарований, особых заслуг или положения в обществе, а потому, что он любил Иисуса Христа больше, чем Его любили остальные апостолы. В Священном Писании Нового Завета Апостолу Иоанну принадлежат пять книг: Евангелие, три Послания и Апокалипсис. Святой Апостол Иоанн выступает проповедником истинной любви. Через все написанное им Евангелие и через все его три Послания красной нитью проходит мысль о том, что без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения. В основе этой мысли святого Иоанна лежит высокая заповедь Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». (Ин. 13, 34). В одном из своих Посланий Апостол наставляет: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною». (1 Ин. 3, 18).Во время Распятия Иисуса Христа все ученики оставили Его: « Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали». (Мф. 26, 56), природа подверглась смятению: земля потряслась, скалы расселись, солнце померкло, а возлюбленный ученик Христов Иоанн Богослов остался на Божественной страже, у Креста со Христом. Здесь, на Кресте, Иоанн Богослов увидел неизреченную Любовь, Которая не мыслит зла. Слова Христа «Отпусти им», то есть тем, которые мучили Его, плевали в лице Его, бичевали Его и, наконец, распяли, показали Апостолу, как нужно любить людей и как дорог человек Богу.Истинная любовь, о которой говорит Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы мы носили немощи друг друга, прощали обиды, нанесенные нашему самолюбию. Любовь, по Апостолу, есть пламень сожигающий и попаляющий. Именно она делает человека самоотверженным. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в нас. Бог есть Любовь, и эта любовь объемлет и наполняет собою все.