21 мая (3 июня) Православная Церковь чтит память святого Равноапостольного императора Константина Великого, личность которого является одной из самых значимых и в то же время одной из самых загадочных в истории Православной Церкви. С его именем связано прекращение гонений на христиан, обретение Животворящего Креста Господня, создание новой столицы империи – города Константинополя, утверждение христианства как господствующей религии и многое другое.Когда мы поем тропарь праздника Воздвижения, «Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», то мы должны помнить, что этим тропарём, равно как и обретённым Животворящим Крестом Господним, мы обязаны святому Равноапостольному Константину, так как он создал для этого все духовные предпосылки и провозгласил идеал христианского жительства. Император Константин был первым, кто попытался создать империю с таким государственным и общественным устройством, где царствуют законы Христа. Ему во многом удалось воплотить в реальность симфонию государства и Церкви.Константин Великий был провозглашен императором в 306 году после смерти императора Констанция. Однажды он удостоился особого откровения от Господа, память о котором сохранилась на века. Это произошло в 312 году, во время разгоревшейся войны императора Константина с кесарем Максенцием, когда император Константин собственными глазами увидел на небе светящийся крест с надписью: «Сим побеждай». Следующей ночью в сновидении Господь явился ему с тем же знамением креста и сказал, что этим знамением он сможет победить врага. На следующее утро по приказу Константина на всех знамениях его войска были сделаны изображения креста. После победы над Максенцием, Константин торжественно вошел в Рим и здесь на площади велел поставить свою статую с крестом в правой руке и с надписью: «Этим спасательным знаменем я спас город от ига тирана». Если говорить о значении личности Равноапостольного Константина в истории Церкви, то его можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. За время своего правления он запретил гладиаторские бои и другие языческие игры, освободил священнослужителей от гражданских повинностей и церковные земли от государственных налогов. Император отменил казнь через распятие, разрешил освобождать рабов при церквях без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах, запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, повелел по всей империи праздновать воскресный день. Он также предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы, запретив вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения.Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш - Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием, святая Елена приступила к поискам и, Промыслом Божиим, Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.Для многих остаётся непонятным, почему сам император, будучи глубоко верующим христианином, принял крещение только перед смертью. Когда император почувствовал приближение смерти, то с большим благоговением принял это великое таинство. К принятию крещения император отнёсся серьёзно, как к принятию великой схимы, не желая возвращаться к суетным мирским попечениям и, тем более, к деятельности политика и полководца. Сарра Биллер